Угроза АЭС «Мецамор», мир на пороге ядерной войны и линия Азербайджана Андрей Ожаровский в гостях у Caliber.Az
Интервью Сaliber.Az c российским инженером-физиком, экспертом программы «Безопасность радиоактивных отходов» Андреем Ожаровским.
- Армения находится на стадии разрыва устоявшихся связей с Россией, а Запад предлагает все более активную помощь и сотрудничество Еревану в самых разных областях, в том числе, в атомной энергетике. И эти моменты вызывают беспокойство. Так, США предложили Армении полностью заменить российское ядерное топливо для АЭС в Мецаморе, обеспечив его своим. Но есть утвердившаяся точка зрения, что оно не подходит для АЭС на постсоветском пространстве, в том числе для армянской АЭС. Может ли замена российского топлива на американское привести к сбою работы реакторов, что несет угрозу всему региону Южного Кавказа?
- Действительно, отказ от российских энергоносителей, неважно что это - газ, нефть или урановое топливо - стал неким трендом для мировой экономики и вполне логично, что США предложили ядерное импортозамещение Армении. Но тут есть нюансы: если весьма динамично происходит замена ядерного топлива американского производства для атомных реакторов времен СССР типа ВВЭР 1000, то для допотопных реакторов типа ВВЭР 440, к коим относится армянский реактор и которых в мире остались крайне немного, замена ядерным топливом из США в ближайшее время невозможна.
- Почему?
- Потому что наблюдается дефицит топлива для реакторов подобного класса. А ядерное топливо, напомню, это не только сам обогащенный уран, но и дополнительные составляющие, например, тепловыделяющая сборка. И если урановое топливо производят многие страны, то все комплектующие – только технологические страны-гиганты, непосредственно производители атомных технологий. От советских технологий такое топливо отличается небольшой разницей в конструкции этих дополнительных элементов, так что сейчас США совместно с Францией разрабатывают вид подобного топлива. И в будущем, если замена произойдет по такому сценарию, никаких технических угроз для работы армянского реактора не ожидается, все должно работать исправно.
Ранее этого не происходило, потому что Россия умело демпинговала такие процессы, продавая свое топливо по достаточно низким ценам, а разные страны его охотно покупали. Но сейчас, увы, ситуация изменилась, российский Росатом уже попал под санкции в Британии, очевидно, скоро это произойдет и в остальной Европе.
А утверждение о том, что американское топливо категорически не подходит для советских реакторов – скорее миф. Ирония судьбы состоит в том, что в свое время именно Росатом успешно производил и продавал топливо для реакторов западного типа, например для АЭС в Швеции или в Швейцарии, и технических проблем не возникало.
- В уходящем году США также активно предлагали Армении развивать сеть малых атомных станций.1 июня 2023 правительство Армении одобрило проект нового соглашения с США по сотрудничеству в ядерной энергетике. Как вы оцениваете перспективу такого ядерного переформатирования Армении, насколько оно реалистично, нет ли тут рисков для других стран региона?
- Насколько реальны планы строительства новых атомных реакторов с помощью США или России – это скорее вопрос денег. Если производитель проинвестирует такой проект, то, думаю, Армения с радостью его примет. Но я не вижу возможности у Армении вложиться в такой дорогой проект, как атомная электростанция, у Еревана для этого просто нет ресурсов.
С другой стороны, можно говорить о том, что доля ядерной промышленности в мировом производстве энергии каждый год неуклонно снижается, а запуск какой-то новой атомной станции - весьма редкое явление. И тут Армении стоит хорошо подумать. Атомные станции стоят дорого, строятся долго, десятилетиями, и на это время вложенные средства по сути замораживаются. Но если бы на эти деньги строились ветровые или солнечные электростанции, или другие объекты с ВИЭ, то, поверьте, намного быстрее можно было бы достичь конечной цели – обеспечение населения и промышленности электроэнергией. Мне кажется, что разговоры о необходимости Армении придерживаться курса атомной энергетики придуманы самими производителями атомной энергии.
Конечно, у Армении сейчас есть выбор – развивать энергию солнца и ветра, или надеяться на подачки той или иной ядерной страны, будь то Россия или США.
- Несколько недель назад в США заявили, что должны готовиться к ведению одновременной войны с Китаем и Россией, таким образом Вашингтон заявил об изменении своей стратегии ядерной безопасности. К такой политике призвала созданная Конгрессом США в 2022 году комиссия по стратегическому положению. По сути, это говорит о том, что США собираются приступить к гонке ядерного вооружения, при этом вполне готовы по этому пути пойти Россия и Китай. Насколько велика вероятность такого поворота событий и конфликтов с использованием ядерного оружия в ближайшем будущем?
- Да, к сожалению, я вижу тенденции, что мир возвращается к гонке ядерных вооружений. К этому подталкивает как устаревание существующих ядерных вооружений, так и потребность модернизации их по чисто физическим причинам. С другой стороны, в мире множатся конфронтации, исходом которых могут стать конфликты с использованием атомного оружия. Страны постепенно отказываются от договоров по сокращению вооружений, могут перейти и к возобновлению ядерных испытаний. А это тоже крайне рискованно и опасно для окружающей среды. Мы пока не знаем, кто первый может начать глубокую модернизацию системы ядерных вооружений, но к этому все идет, и это, конечно, очень печально, потому что подобная гонка будет потреблять огромные ресурсы, которые, на мой взгляд, могли бы пойти на улучшение благосостояния людей и окружающей среды, а не на создание орудий убийств.
Стоит напомнить, что ядерное оружие – это оружие массового уничтожения, а любая модернизация такого оружия говорит о том, что то или иное государство готово уничтожать людей в глобальном масштабе, причем гражданское население. И если добавить к местам уже существующих военных конфликтов ядерное оружие, то гибель людей будет увеличена в сотни раз, не говоря уже о радиационном загрязнении окружающей среды. И мир сейчас стоит на пороге такой угрозы.
- Как физик-ядерщик и эколог вы выступаете за скорейшее закрытие АЭС «Мецамор» ввиду тех опасностей, что несет она экологии Кавказа?
- Как я вижу, сейчас Армения стоит перед развилкой – оставаться страной с опасной, грязной атомной энергетикой, или пытаться, по примеру многих стран мира, включая соседний Азербайджан, развивать возобновляемую энергетику. Это специфический подход, требующий продуманного решения: например, для Армении с ее горным ландшафтом могла бы более всего подойти солнечная и ветровая энергетика. Ветровая энергетика в Армении уже незначительно присутствует, но можно было бы заняться расширением ее возможностей. Кстати, напомню, что недавно на конференции COP28 многими странами было принято решение об утроении мощностей солнечной энергетики к 2030 году и я думаю, выбор Армении все-таки должен быть сделан в пользу ВИЭ. Это заметно снизит угрозы для региона, поскольку АЭС в Мецаморе - это высокогорная станция в сейсмоопасном районе, и угроза ядерного загрязнения крайне велика. По сути, это старое советское железо разработки 60-х годов, где отсутствует так называемая «ловушка расплава» радиоактивной зоны, отсутствует защитная оболочка – то есть важные элементы общепринятой современной техники безопасности на объектах такого рода. Все это увеличивает возможные последствия аварии, которые там не исключены, ровно потому, что это технологии даже не дофокусимовских, а дочернобыльских времен, несмотря на все попытки ее модернизации.
Хотя Армения может попасть и под влияние США и России - стран-лоббистов атомной энергетики, например, также как Украина и другие. Хотя замечу, что в тех же США почему-то не наблюдается бум строительства ядерных реакторов – это технологии, которые американцы применяют исключительно для экспорта в другие страны, так что Еревану стоит внимательно еще раз взвесить все за и против. В Азербайджане, где уже давно поставили на безальтернативность зеленой энергии, активно внедряются последние технологии ВИЭ, в чем Баку хочется только приветствовать.