«Введенные против России ограничения прежде всего ударят по ее финансовой системе» Профессор СПбГУ Еремина отвечает Caliber.Az
В ответ на инициированную Россией войну с Украиной Запад ввел против Москвы жесткие экономические санкции. Ограничения затронули практически все сферы экономики. Главные российские банки отключены от системы международных расчетов SWIFT, из России ушли платежные системы VISA и Masterсard, а также десятки компаний в самых разных секторах. Из-за беспрецедентных санкций часть российского экспертного сообщества полагает, что рецессия в экономике России будет носить глубокий характер, вплоть до угрозы дефолта.
Чтобы выяснить, так ли это на самом деле, редакция Caliber.Az обратилась к профессору СПбГУ, доктору политических наук Наталье Ереминой.
По ее словам, если говорить о возможном дефолте, то нужно понимать, что Россию обвиняют в том, что она не выполняет свои обязательства по внешним долгам.
«Тем не менее Россия их выполняет. К примеру, прошло сообщение, что Россия направила транш в рублях. Более того, Запад его принял невзирая на угрозы, что обязательства должны выполняться в долларах и евро. В данном контексте можно сказать, что обязательства выполняются, просто в другой валюте. Но это тоже не означает отказ от обязательств», - считает эксперт.
Говоря о возможном противодействии Центральным банком РФ антироссийским санкциям, Н. Еремина отметила, что особых мер со стороны ЦБ она не наблюдала.
«Думаю, что ЦБ работает по какой-то определенной внутренней системе. Это внутренняя кухня, где учитываются и позиция правительства, и общая ситуация. Тем не менее, ожесточенной борьбы со стороны ЦБ я вообще не наблюдаю. Между тем, глава ЦБ Эльвира Набиуллина снова переназначена на этот пост. Может быть сейчас ЦБ будет принимать какие-то решения», - предположила политолог.
Далее Еремина подчеркнула, что введенные против России ограничения прежде всего ударят по финансовой системе, что повлечет за собой существенные изменения и в производственной отрасли.
«В действительности, последствия от санкций затронут всех. Но у России есть опыт решения подобной проблемы, опыт 1998 года в принципе пригодился и показывает хорошие результаты. В целом, любое падение означает возможность для роста. Падение - это не только откат назад, но и возникновение новых возможностей для роста, новых условий, новых вызовов. И соответственно государство перенаправляет свои финансовые резервы в поддержку тех отраслей, которые могут спасти экономическую ситуацию в целом. Кроме того, рано или поздно раздел между национальной и международной финансовыми системами, прежде всего с англосаксонской (американской) системой, с американским финансовым диктатом, должен был произойти. Рано или поздно мы что-то подобное должны были бы ожидать», - полагает наш собеседник.
Также эксперт добавила, что если последствия антироссийских санкций сильно затронут производство, то акции промышленных компаний сильно подешевеют.
«С другой стороны, есть устойчивые отрасли, металлургия например, в которых понятно, что если даже акции дешевеют, то это ненадолго. Дело в том, что когда акции перспективных отраслей падают в цене, производства их скупают. Если рассматривать ситуацию в этом контексте, то у желающих приобрести активы перспективных сфер появились хорошие возможности. Главное условие, чтобы они были гражданами России», - резюмировала Н. Еремина.