Зангезурский коридор: Тегеран переубедил Москву? Смагин и Тасиц на Caliber.Az
Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу на встрече в Тегеране с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Акбаром Ахмадианом подтвердил поддержку политики ИРИ относительно коридоров и транспортных маршрутов с Азербайджаном, сообщила ИРНА. По данным агентства, Шойгу также встретился с президентом Ирана Масудом Пезешкианом, чтобы передать ему послание президента России Владимира Путина и проинформировать о достигнутых между сторонами договоренностях.
В связи с этим возникает вопрос: изменилась ли позиция России по вопросу запуска Зангезурского коридора? Ведь еще недавно Москва активно выступала за разблокирование транспортных коммуникаций. За комментариями по этому вопросу корреспондент Caliber.Az обратился к российским политологам.
Как считает российский эксперт-международник, специалист по Ирану Никита Смагин, все три стороны в целом заинтересованы в открытии коридора из западных регионов Азербайджана в Нахчыван, но каждый видит это по-своему, присутствует разность интересов и то, как это надо сделать.
«Азербайджан больше заинтересован в том, чтобы по оптимальной формуле было два коридора: как через территорию Армении, так и через Иран. Понятно, что при таком формате максимально диверсифицируются риски и минимальна опасность давления на Баку. Иран заинтересован, чтобы коридор проходил только через его территорию, тогда он сможет контролировать этот процесс, получать с него как экономические, так и политические дивиденды. Позиция России скорее ближе к позиции Азербайджана: Москве интересна формула двух коридоров. Однако позиция России не так категорична. Понятно, что между Ираном и Россией на эту тему идет некий торг. Но в целом, думаю, преждевременно говорить, что Иран смог переубедить Россию и она стала думать абсолютно «по-ирански» – фактов, подтверждающих это, пока что нет. Заявление же Шойгу в Тегеране выглядит аккуратным дипломатическим жестом и еще не свидетельствует о радикальной смене позиции Москвы по данному вопросу», – полагает Н. Смагин.
По мнению российского эксперта по Южному Кавказу Константина Тасица, позиция России остается неизменной с 2020 года. Москва выступает за открытие всех транспортных коммуникаций и восстановление экономических связей в регионе в соответствии с Трехсторонним заявлением лидеров Азербайджана, Армении и России.
«Как известно, в Трехсторонней группе на уровне вице-премьеров была достигнута договоренность, что восстановление транспортного сообщения начнется с железнодорожного участка через Мегри. Был также практически согласован документ по разблокировке, где обговаривались все нюансы. Оставались лишь несколько расхождений. Однако Армения, не доведя работу до конца, прекратила принимать участие в работе Трехсторонней группы и стала выдвигать новые идеи, в частности «Перекресток мира», - заметил политолог.
Беспокойство Ирана, по мнению российского политолога, скорее всего, связано с недостаточной информированностью.
«На эту тему было организовано ряд встреч, в том числе с участием секретаря Совета Безопасности РФ Сергея Шойгу, где официально была доведена российская позиция по данному вопросу.
Если касаться глубже позиции Ирана, то тут нюанс в том, что он против экстерриториальной формы Зангезурского коридора, а также, если детально цитировать, «изменения международно-признанных границ». Иран хочет открыть транспортный коридор «Араз» через свою территорию, иметь мосты через реку Араз, авто- и железную дорогу по побережью протяженностью в 55 км. Но дело в том, что эта позиция Ирана никак не противоречит восстановлению железной дороги через юг Армении. Вообще, повторюсь еще раз, все вопросы функционирования коммуникаций были практически согласованы в Трехсторонней контактной группе на уровне вице-премьеров. Если и оставались какие-то разногласия по процедурам, их можно было бы разрешить, если бы Армения продолжила конструктивно участвовать в этой работе», - резюмировал К. Тасиц.