Ради всего святого «Неудобная правда» Самита Алиева
Немного истории, хотя лично я считаю, что её, истории, много не бывает. Во время Второй Мировой войны Франция сдалась немцам в течение 43 дней. Капитуляцию французы подписали в Компьене в том же самом железнодорожном вагоне, где за 22 года до этого была подписана немецкая капитуляция. У государств свое, и довольно зубастое чувство юмора, французам вот тот самый вагон подогнали.
Ну, такое сплошь и рядом случается, одному дяденьке вообще по результатам холодной войны и за проявленный в ходе нее героизм Нобелевскую премию мира вручили и даже начали снимать в рекламе. После подписания капитуляции маршал Петэн скажет следующее: «Слишком мало детей, слишком мало оружия, слишком мало союзников. Мы проиграли именно поэтому». Так что, соседушки, ваши проблемы и синяки - это не просто следствие ваших ошибок, допущенных в деле «строительства национального государства», это стальные закономерности, которые обязательно приведут страну с хромающей демографией, систематическими проблемами с соседями и без выхода к морю к очередному поражению. Кстати, насчет зубастого чувства юмора: принимая во внимание все вышесказанное, было бы неплохо подписать мирный договор с Арменией именно в Шуше, в культурной столице Азербайджана. Идея богатая, жирная, есть над чем подумать. Чувство юмора наше все, а потому – врага нужно постоянно держать в состоянии изумления.
Да, конечно, кто ж спорит, Франция сражалась с фашизмом на стороне союзников. Не покладая рук. Резистанс, маки, де Голль само собой. Только вот в декабре 1941 года в Сингапуре японцы потопили британский линкор «Принц Уэльский» и тяжёлый крейсер «Рипалс». Да, самолёты были японскими и за штурвалами сидели японские лётчики, но вот базировались эти самолёты во французском тогда Сайгоне, ныне Хошимине, во Вьетнаме. И готовили самолеты к вылету французские механики. Британия никогда и ничего не забывает. Ах, да, тут я чуть не забыл: в 1941 году Франция и Япония подписали «договор о взаимной обороне», после чего японские войска оказались в Индокитае. И еще немного: около 80% грузового автопарка вермахта составляли грузовики французского производства. Господам немецким офицерам очень, например, нравилось, как пели для них Пиаф и Ив Монтан. В этом вопросе Израиль нам первый союзник, который прекрасно помнит, что в гонениях на евреев французы порой превосходили нацистов. Только в 1995 году президент Жак Ширак признал вину Франции в депортации свыше 75 тыс. евреев — большинство из них не вернулось (стучали те, кто все это время жил с евреями бок о бок). И лишь в июле 2017‑го Макрон наконец открыто объявил: «Именно Франция устраивала облавы, высылала евреев и, следовательно, повинна в их гибели». Признали. Но компенсации пока не выплатили. Напомню историю с Кон-Бендитом. «Отправьте его в Дахау» - скандировала толпа голлистов в 1968-м, а в ходе депортации полицейские ему сказали: «Готовься, малыш, платить по счетам. Жаль, что ты не сдох в Аушвице вместе со своими родителями: это избавило бы нас от необходимости делать с тобой то, что мы сегодня сделаем».
Ну и еще штришок к портрету Франции. В ходе встречи с Рузвельтом в Тегеране в 1943-м году Сталин сказал: «Франция не должна получить назад Индокитай, французы должны быть наказаны за преступное сотрудничество с Германией». Та встреча была двусторонней, без Черчилля. Кстати, о птичках, как в том анекдоте: Корсика географически, да и не только географически ближе к Италии, например, отец Наполеона – выходец из Генуи. Достаточное количество населения Корсики говорит именно на корсиканском, который является диалектом итальянского, а что до туристов - с туристами предпочитают говорить по-английски. Будете смеяться, но вот по слухам, команды собакам там отдают на французском. И вообще, несправедливо же получается: корсиканцы есть, а независимости нет. Даже с точки зрения эстетики - Рисорджименто – так называлось движение за объединение Италии – очень красивое слово. Что вы сказали? Территориальная целостность и незыблемость границ? Хельсинкские соглашения? То есть, там принцип работает, а здесь не очень?
Кстати, насчет фразы Петэна о детях. Никогда не забывайте диалог из одной замечательной книги Стругацких, да, я об «Обитаемом острове»:
- Что такое удельное демографическое давление?
- Это максимально допустимая мера агрессивности, позволяющая сохранить себя и свою самость, для оказания должного сопротивления всем наиболее вероятным противникам. Вывод? Нас должно быть много. И нас должно быть не просто много, этого недостаточно. Качество и уровень образования в Азербайджане должен стать общенациональной идеей номер один. В этом не просто залог успеха, это вопрос выживания.
А что касается печальной книжки о горестных приключениях сепаратистов в Азербайджане – эта книжка дочитана до конца. Ubi pus ibi – evakua, как говорили римляне. В переводе это означает: там, где есть гной – нужно удалять, и именно это уже сделала наша армия всего за 24 часа. Задачи выполнены, цели достигнуты. И все равно, пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем своим зрителям: несмотря на победу, не распространяйте в сети видеокадры с перемещениями нашей военной техники. Любая информация, которой вы делитесь, может быть использована противником против наших солдат. Молчите даже, если вы что-то знаете, что-то подозреваете или о чем-то догадывайтесь. Просто молчите и ничего не распространяйте. В особенности, если вы что-то знаете. И будьте уверены, сепаратизма в Азербайджане больше не будет, никаких статусов, и, тем более, «серых зон». В этих вопросах нет и не будет никаких компромиссов вообще. Мы принимаем полную и безоговорочную капитуляцию. Белый флаг. Как в том замечательном фильме: namərd, keç qılıncımın altından. Ну и еще немного хороших книжек, для тех, кто их любит и ценит: помните замечательный рассказ Эдгара По «Бочонок амонтильядо»? Мой любимый момент — это финал, когда враг главного героя кричит ему, громко так кричит, и этот крик звучит на грани просьбы:
- Ради всего святого, Монтрезор!
- Да, - сказал я. - Ради всего святого.
Ну, на сегодня, пожалуй, все.