«Ераблурское побоище» Красные береты против убитых горем родителей
«Армянские полицейские при задержания родителей погибших солдат сломали палец матери одного из погибших военнослужащих, повредили руку другого родителя, находившихся на территории воинского кладбища "Ераблур"». «Откормленные и упитанные боровы в красных и черных беретах, вместо того чтобы находиться на постах в Джермуке (Истису - ред.) и Варденисе (Басаркечяр - ред.), занимаются тем, что волочат по кладбищу матерей и сестёр, погибших в ходе 44-дневной войны солдат». «Родители погибших военнослужащих крушат и сбрасывают на траву все венки, возложенные властями в "Ераблуре"». «Нет и не было никакой политической целесообразности в грубом разгоне родителей погибших героев». Всё это новости из Армении.
У меня двойственное чувство. Труп врага всегда хорошо пахнет, и эмпатии от меня никто не дождется. С другой стороны… нет, не человеколюбие, а если и человеколюбие – то самую малость. Почему? А потому что вот что пишет один из армянских ресурсов: «Нам нужны «Хаймарсы» в первую очередь. Чтобы во всех городах Азербайджана ощущали страх за жизнь своих родных и близких. Потому что мы тогда сумеем достать любой уголок враждебной страны, которая целиком превратилась в легитимную цель». Читайте, гуманисты. Вчитывайтесь, доморощенные либералы, враз ставшие поборниками международного права и недовольные мыслями хотя бы об автономии для азербайджанцев в Армении. Осознали? Согласны принести в жертву своих родных во имя территориальной целостности Армении? Что? Не слышу без очков. Нормальные люди, у которых в порядке система опознавания «свой-чужой» сочувствуют сначала своим мертвым. Своим солдатам и своим мирным гражданам. А потом, если останутся слезы, могут выразить соболезнования чужим. И то лично я считаю это совершенно излишним, потому что те чужие убивали наших и получили по заслугам.
Гражданское противостояние во вражеской стране – это подарок. Такое не каждый день случается, и такие моменты нужно ловить, о них обычно молятся: «Господи, дай мне шанс, и я им обязательно, с Твоей помощью, воспользуюсь. Не подведу, не разочарую». Неудачник не тот, кому не везет, неудачник тот, кому везет, а он не пытается схватить фортуну обеими руками. Вот здесь и пригодились бы либеральные заплачки специально обученных людей, адресованные соседям: ваша власть посылает ваших детей на верную смерть, а боровы в красных беретах глумятся над вашим горем. Они ломают пальцы вашим женщинам, они вкусно едят и допьяна пьют, поднимая тосты за вашу глупость, они богаты, потому что бедны вы, на передовой служат ереванские, а не карабахские. Доколе, я спрашиваю, доколе? Они попирают ваши права, они живут смертями ваших детей, они живут хорошо, потому что вы живете плохо, ваши деньги вылетают в трубу, вы постоянно платите остаткам сепаров в Карабахе, которые едят то, что могли бы съесть вы. Не пускайте своих детей в армию, покупайте справки, уходите в сектанты, которым нельзя брать в руки оружие по религиозным соображениям, и любой ценой, хоть тушкой, хоть чучелом, выезжайте из Армении, там становится опасно. Не можете бежать – лежа уходите, по-пластунски.
Вас же жалеючи говорим. Ваши командиры неграмотны и деморализованы, ваше оружие устарело, ваши контрэскарпы преодолеваются на раз-два, ваши укрепления бесполезны, граница не на замке, ваши союзники вам не помогут, вас будут бить и ломать люди в беретах на похоронах ваших детей, бегите.
В повести «Смерть Ивана Ильича» главное далеко не личность основного героя. И даже не врач, который ему рассказывает о его же почках и печени. Там, на мой взгляд, самое главное – момент понимания Иваном Ильичом, что речь вообще-то идет о жизни и смерти. Причем именно о его жизни и смерти. У соседей та же самая ситуация: жизнь или смерть государственности. Они подменили ее шовинизмом (это не моя фраза, это слова Либардяна, право, далеко не самого глупого человека на свете, сказанные в интервью Би-би-си), но он работает только на коротких дистанциях. Некоторое время можно катиться по инерции, потом асфальт вспучивается и больно бьет по лицу. Понимание того, что альтернатива миру с Азербайджаном – это боль, трупы, растраченный генофонд, зубовный скрежет и увеличение кладбищенских площадей, приходит не сразу. Гуманизм — это одно, а вот Справедливость – совершенно другое.
Так что ответ на пассаж о «Хаймарсах» может быть только один. Больше Ераблуров, просторных и разных.