Турция после 2023 года: какой будет политика Анкары? Экспертное мнение на Caliber.Az
«Эрдоган хорошо подготовился к предстоящим в 2023 году выборам». Об этом Caliber.Az сказал директор российского Центра изучения современной Турции Амур Гаджиев, комментируя выборы президента Турции, которые должны пройти в 2023 году.
А. Гаджиев отметил, что Турция в настоящий момент испытывает определенные экономические трудности.
«Во-первых, сейчас идет интенсивная работа, чтобы смягчить существующие проблемы и получить определенные внешние инвестиционные средства. Эрдоган в этом направлении работает с Россией, Китаем, арабскими странами, с Организацией тюркских государств. Это создает условия для улучшения экономической ситуации в Турции.
Во-вторых, отношения Турции с Западом переживают затяжной кризис. США всячески подчеркивают, что у них есть альтернативы и тем самым продолжают оказывать материальную, военную поддержку сирийским курдам. Все это создает неблагоприятный фон для президентских выборов. Но надо отметить, что Эрдоган хорошо подготовился к предстоящим выборам. В 2023 году Турцией будет запущено несколько мегапроектов, которые должны поспособствовать улучшению экономической ситуации в стране и поднять статус Турции на геополитической арене. В этом контексте в актив Эрдогана можно записать то, что он продолжает превращать Турцию в многопрофильный хаб регионального масштаба. Это касается и транспорта, и энергетики, и даже продовольствия, в рамках зернового коридора. Также мы знаем, что Азербайджан готов увеличить вдвое поставки газа в Европу через Турцию. Иными словами, Турция превращается в региональный суперхаб с глобальным весом. Запуск намеченных проектов позволит освободить значительную часть бюджетных средств, чтобы направить их в другом направлении, в том числе на улучшение благосостояния граждан Турции. Это, конечно же, большой внешнеполитический плюс для Эрдогана, который будет играть значительную роль на внутриполитической арене.
Поэтому одержит победу на предстоящих выборах», - подчеркивает эксперт.
При этом, по мнению А. Гаджиева, у Эрдогана на предстоящих выборах существенных конкурента нет.
«Есть оппозиционная шестерка, которая пытается противопоставить себя Эрдогану и соответственно правящей партии, но их повестка ограниченная, поскольку она связана исключительно с тем, чтобы убрать Эрдогана с политической арены страны и вернуть прошлый политический строй, а точнее парламентскую форму правления. То есть, их цель отказаться от президентской республики и вновь применить принципы парламентского государства. Других существенных предложений, которые могли бы их возвысить перед Эрдоганом, дать какие-то преимущества перед правящей коалицией, лично я не вижу. Кроме того, известно, что оппозиция не определилась с общим кандидатом. Кемаль Кылычдароглу - это единственная возможная фигура, он делает все возможное, чтобы на эту роль больше не было конкурентов. Одним словом, если придется выбирать между Эрдоганом и Кылычдароглу, то при текущем раскладе на внутриполитической арене выбор очевиден. Поэтому турецкая оппозиция ведет себя достаточно скромно. Их усилий для того, чтобы одержать победу на предстоящих выборах далеко недостаточно», - заявил наш собеседник.
Если Эрдоган все же проиграет президентские выборы, тогда, по словам А. Гаджиева, политика Турции по отношению к Южному Кавказу может измениться.
«Если гипотетически предположить, что Эрдоган вдруг проиграет президентские выборы, то усилится прозападный вектор в политике Турции. В этом случае какие-то перемены могут и быть. Если проиграет правящая коалиция, можно предположить, что изменится турецкая внешнеполитическая риторика, в частности в южнокавказском направлении. В этом случае возможны какие-то перемены в отношении Азербайджана и Армении. Однако если учесть, что процесс турецко-армянской нормализации начался, значит он будет продолжаться. Другое дело, будет ли он продолжаться в увязке с армяно-азербайджанским урегулированием.
Тем не менее, известно, что на сближение с Арменией настаивают, в том числе и западные страны. Достаточно обратить внимание на то, что сейчас происходит с трёхсторонними форматами между Азербайджаном, Арменией и ЕС. Исходя из этого можно предположить, что какие-то перемены могут быть, но вряд ли они будут кардинального характера. Отношения с Азербайджаном - это все-таки государственное направление, внешнеполитический ориентир Турции, и он будет развиваться независимо от того, какая политическая власть будет у руля», - резюмировал А. Гаджиев.