Ситуация на лачинской дороге и ее текущие последствия Размышления Орхана Амашова / ВИДЕО
Началась шестая неделя экологического протеста, организованного азербайджанскими экологами на дороге Лачин-Ханкенди в Карабахском экономическом регионе Азербайджана. Главный на данный момент вопрос касается того, что же изменилось. Другими словами, что изменилось в плане незаконной эксплуатации природных ресурсов Карабаха, которая и вызвала акцию протеста, и что изменилось в плане функционирования лачинской дороги. Нам также необходимо выяснить, как изменилась ситуация для армянских жителей Карабаха, для самозванного и дискредитированного «госминистра» и какое влияние экопротест оказал на затянувшиеся мирные переговоры между Баку и Ереваном.
Ответы на эти вопросы - ключ к четкому представлению о том, где мы сейчас находимся. Итак, давайте рассмотрим их по очереди. Во-первых, насколько нам известно, незаконная добыча золота в «Гызылбулаг» и медно-молибденовых ресурсов в «Демирли» швейцарской компанией Base Metal была остановлена. Это небольшой скачок, а скорее значительный рывок, что является заслугой экоактивистов. Чего пока не удалось добиться, так это проведения азербайджанскими экологами мониторинга в зоне, находящейся под временным контролем российских миротворцев, и это остается главным требованием участников акции. Кроме того, теперь у нас есть полный список иностранных компаний, незаконно работавших в регионе. Юридические меры должны быть приняты, и они будут осуществлены.
Во-вторых, наблюдаются значительные изменения в движении по лачинской дороге. Если до 12 декабря 2022 года дорога, несмотря на многочисленные предупреждения Азербайджана, использовалась в незаконных целях, включая транспортировку незаконно добытого сырья, мин, оружия и боеприпасов, то физическое присутствие активистов привело к тому, что такие перевозки практически прекратились. Но это только практически, а не в целом. Мы не можем исключить неоднократные случаи неправомерного использования дороги, поскольку постоянного контроля со стороны азербайджанских властей на сегодняшний день не существует.
Один эпизод, пожалуй, заслуживает особого внимания. 18 января три автомобиля, принадлежащие российскому миротворческому контингенту и перевозящие 26 гражданских лиц, включая 20 подростков, беспрепятственно проехали по лачинской дороге, как и ожидалось. Однако армянские СМИ утверждают, что активисты якобы кричали на пассажиров и запугивали их. Ничего подобного не было. Доверьтесь видеоматериалам, а не предвзятым фантазиям.
В-третьих, похоже, что среди армян Карабаха нет единого мнения о том, как их надуманное затруднительное положение должно быть донесено до мира. Интересно, что сам Рубен Варданян в недавнем интервью разрушил концепцию якобы осажденного положения местных жителей из-за экологического протеста, преуменьшив серьезность ситуации. Поддерживаемый Кремлем олигарх заявил, что гуманитарную помощь оказывают российские миротворцы, а тяжелобольные пациенты вывозятся с территории благодаря вмешательству Международного Комитета Красного Креста (МККК).
Поскольку очевидно, что никакой «гуманитарной катастрофы» в Ханкенди и его окрестностях нет, некоторые армяне теперь заявляют, что это просто ненормально, что жители региона получают продовольствие и другие предметы первой необходимости через российских миротворцев, а медицинскую помощь оказывает международная гуманитарная организация, требуя отыграть ситуацию назад, до 12 декабря 2022 года, то есть, к моменту, когда акция протеста еще не началась. Что ж, аномалия действительно присутствует. Но не по вине неутомимых азербайджанских экологов. Экопротестующие выступают против нарушений, они хотят убедиться в том, что ресурсы страны не будут безнаказанно расхищаться вопреки международному праву и экологическим стандартам.
На самом деле аномалия заключается в том, что армянские жители Карабаха в настоящее время находятся в заложниках у Варданяна и его мафиозных приспешников, сепаратисты не хотят, чтобы машины, въезжающие в Ханкенди по лачинской дороге, проверялись азербайджанскими властями, поскольку в них перевозится контрабанда. Также совершенно ненормально, что армяне Карабаха чувствуют себя в замкнутом пространстве, когда перспективы их интеграции в азербайджанское общество сталкиваются с искусственным препятствием в виде российского миллиардера с коварными планами и сомнительной репутацией.
Когда критики акции требуют возврата к допротестному положению дел, они фактически выражают желание увековечить эту аномалию, а именно, использование лачинского маршрута в незаконных целях и бесконтрольную эксплуатацию природных ресурсов Азербайджана.
С другой стороны, ситуация вокруг лачинской дороги значительно обострила противоречия внутри незаконной «нкр», а Варданян столкнулся с призывами уйти в отставку. Чужой для местного населения, рассматриваемый Баку как засланный агент Москвы и с подозрением воспринимаемый властями Армении, он сыграл важную роль в подрыве зарождающегося диалога между Азербайджаном и гражданами армянского происхождения в Карабахе. Несмотря на его попытки изобразить невозмутимость на лице, на самом деле он в осаде. Все большее влияние на Варданяна оказывает и тот факт, что он воспринимается как надоедливый спойлер высшего ранга.
В-четвертых, если судить по последней пресс-конференции премьер-министра Армении Никола Пашиняна от 10 января и недавнему заявлению спикера Национального собрания Армении Алена Симоняна, очевидно, что Ереван считает, что Баку должен напрямую говорить с Ханкенди. Суть кроется в деталях, и обычно она скрывается в Кремле. Для Азербайджана ситуация с карабахскими армянами находится вне межгосударственного пространства и поэтому не подлежит обсуждению с внешними акторами. Единственный допустимый диалог может быть проведен только с представителями местной общины Карабаха.
В этом плане между Баку и Ереваном, возможно, наметилась общая тенденция. При всех заявлениях Пашиняна на недавней пресс-конференции в том, что признание территориальной целостности Азербайджана - неизбежно, поскольку в противном случае Армения противоречила бы логике мирового порядка, армянский премьер-министр еще не полностью освободился от оков тезиса «отделение во имя спасения», которые все еще являются пассивным элементом его позиции. С одной стороны, Пашинян вынужден объяснять местной общественности, насколько безнадежно отрицать важность признания суверенитета Азербайджана над Карабахом, с другой стороны - посылает месседж Баку о том, что ему (Пашиняну) будет достаточно трудно убедить армянское общество в необходимости признания территориальной целостности Азербайджана без гарантий для армянского населения Карабаха в договоре. Вполне вероятно, что он продолжит действовать в рамках собственных стандартов, и, в конечном счете, откажется от своих оговорок.
Все это в совокупности составляет суть сложившейся ситуации в контексте продолжающегося экологического протеста.