Ненависть и отцеубийство К 31-й годовщине трагедии Ходжалы
26 февраля 1992 года – день, когда дохристианское языческое подсознание армян в очередной раз прорвало стену разума и совести и завладело этим народом в описываемый исторический период. Ходжалы стал символическим кровопролитием, круговой порукой армянского народа, окончательно повязавших их на преступных устремлениях и сделавших невозможным путь к отступлению. В этой связи вспоминается печально известное наставление Гитлера своей армии перед Drang nach Osten: «Солдаты, я освобождаю вас от древней химеры, именуемой совестью!».
С немецким нацизмом армян роднит идея национальной исключительности, дающая карт-бланш на убийство чужого.Однако, если немецкого монстра первой половины 20 века взрастил целый спектр философских воззрений, подчас неверно понятых, то корни армянского террористического проекта упираются большей частью в психологию. Примечательны слова Сержа Саргсяна, принимавшего непосредственное участие в убийствах: «До Ходжалы азербайджанцы думали, что с нами можно шутки шутить. Они думали, что армяне не смогут поднять руку на мирное население. Нам нужно было сломать этот стереотип».
Абстрагируясь от цинизма этого признания, важно отметить, что оно наполнено глубоким смыслом. Получается, армянские банды вырезали людей не в приступе ярости, как например бывает на войне, когда солдаты мстят всей деревне за убитого товарища. Нет, им очень важно было показать нам, что они осмелились. Они, убивая нас, думали о нас. Наше мнение было для них важно. Они хотели нас удивить. Разве во всем этом не проскальзывает обида сына на отца и желание оспорить его власть? Разве в этих словах заводского токаря не звучит дремучий Эдипов комплекс и мотив отцеубийства?
Да, мы были для них фигурой отца. Армянский этнос долгое время находился под покровительством тюркских мусульманских правителей – азербайджанцев в Азербайджане и Персии, и османских турок в Османской империи. Причем покровительство это не носило характер этнического высокомерия. Ненависть армян к тюркскому этносу происходила от осознания его безмерно широкой цивилизационной миссии, свободной от узких этнических границ. Тюркам было чуждо этническое самосознание. Вместо, него существовало самосознание религиозное. Не случайно армяно-азербайджанские конфликты начала прошлого века долгое время назывались «армяно-мусульманскими».
Когда же европейцами было решено разрушить османов изнутри, выбор в качестве пятой колонны пал на небольшой христианский народ, до тех пор демонстрировавший преданность султану. Работа иностранных эмиссаров по искусственному возвеличиванию армянской истории легло на благодатную почву комплекса неполноценности части (подчеркиваем, только части!) армянской элиты. Те уже, в свою очередь, поработали над широкими массами. К концу 19 века Эдип был взращен. Кровавые восстания против османов сменялись некоторым затишьем, пока наконец, не переросли, на фоне противостояния с Антантой, в резню всех против всех 1915 года. События 1915 года, в свою очередь, послужили мощной подпиткой уже существующего армянского комплекса.
Будущее мифа
Что же делать? Чего от них ждать в будущем и как строить отношения? Особенно остро этот вопрос встает в свете будущей реинтеграции армянской общины Карабаха в азербайджанское государство.
В событиях 1915 года нужно тщательно разобраться. Здесь нельзя прятать голову в песок. Мы однозначно против манипуляции теми событиями в целях претворения в жизнь планов третьих стран по установлению контроля над обширными регионами Ближнего Востока и Кавказа. Вместе с тем, мы против того, чтобы называть те события «геноцидом армян». Эта тема должна особенно тщательно преподаваться в школах Карабаха. Должны проводиться дискуссии, семинары. Армянской общине должна, без малейших признаков высокомерного назидания, преподноситься научная правда о событиях 1915 года.
В то же время, полезно было бы во всех населенных пунктах армянской общины, начиная с Ханкенди, установить монументы жертвам Ходжалинского геноцида. 26 февраля каждого года водить к нему армянских детей. Чтобы помнили. Без садистической составляющей. Интеллигентно. Просто, чтобы напоминать, что история народа - это не всегда героические, но и постыдные поступки. Адам и Ева, совершив запретное, устыдились своей наготы и прикрыли срамные места. Устыдится ли армянский народ своих грехов? Надеемся, что да. Как минимум, мы поможем ему в этом. Как минимум, той его части, что выберет реинтеграцию в азербайджанское государство. Впереди - переформатирование армянского проекта на территории Азербайджана. Для этой работы нам нужны не только армия и дипломатия, но, кажется, еще и сильная психоаналитическая школа. Азербайджан не собирается выжигать из карабахских армян их культурный код. Однако они должны знать, что весь мутный расистский поток, идущий с «континента», мы приостановим. Может быть когда-нибудь армяне Карабаха явят Армении лучшую версию себя, и подобно дрожжам в тесте станут закваской новой армянской общности.
Что же касается нас, то наша цель - воспитывать в себе не ненависть, а бдительность. Бдительность - это главное в деле отношений с армянским этносом, армянской общиной и армянским государством.
Да упокоит Аллах души жертв Ходжалинской трагедии. Они – шехиды, как и тысячи воинов, отдавших жизни в двух карабахских войнах. Лучшую дань памяти, которую мы можем им воздать – это работать над тем, чтобы такое больше не повторилось.