От танцев на Джыдыр дюзю до признания территориальной целостности Азербайджана Отрезвление Еревана
Премьер-министр Армении Никол Пашинян на пресс-конференции в Ереване озвучил несколько сенсационных признаний относительно повестки мирных переговоров с Азербайджаном, в частности о принадлежности Карабаха и делимитации границ.
Итак, на вопрос, что входит в территорию Азербайджана площадью 86,6 тыс. кв. км, армянский премьер заявил, что территория Азербайджана «площадью 86,6 тыс. кв. км включает в себя Нагорный Карабах». Более того, он сообщил, что в ходе переговоров в Брюсселе Армения признала принадлежащими Азербайджану все 86,6 тыс. кв. км. его территории, в которую входит и Карабах. А еще премьер заверил, что в ходе переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым стороны достигли прогресса в урегулировании армяно-азербайджанских отношений.
Однако если вспомнить, что в Ереване все 30 лет оккупации азербайджанской земли называли Карабах частью Армении, было бы как минимум странно, если бы откровения Пашиняна не вызвали негативную реакцию в самой Армении. И рефлекс сработал - армянская оппозиция сразу после признаний Пашиняна анонсировала в стране уличные протесты. Именно так оппоненты власти намерены воспрепятствовать закреплению пашиняновских заявлений по Карабаху на предстоящей 25 мая встрече лидеров Азербайджана, Армении и России и как следствие достижению окончательного компромисса по мирной повестке Баку и Еревана.
Армянские СМИ, во всяком случае, пишут, что, мол, оппозиция опасается, что этой осенью Пашинян может подписать капитуляцию по итогам предстоящих встреч в Москве, Кишиневе и Брюсселе.
Но примечательным моментом в заявлениях армянского премьера является не только то, что он признал принадлежность Карабаха Азербайджану (тем более что об этом он говорил не впервые), а то, что в этот раз он объяснил, что это имеет историческое и международное обоснование.
Пашинян сообщил, что нынешняя позиция Армении по Карабаху соответствует его предвыборным обещаниям о мирной повестке. Этот месседж, судя по всему, был адресован всем посредникам переговорного процесса, а также рассчитан на внимание международного сообщества. Это во-первых.
Примечательно вместе с тем, что в этом контексте армянский премьер назвал важным «честный разговор с человеком, с гражданином» (видимо, имея в виду каждого рядового армянина), добавив, что, затрагивая данный вопрос, необходимо принимать во внимание и изменившуюся по сравнению с июнем 2021 года геополитическую ситуацию. И тут же подчеркнул, что принцип территориальной целостности стал первоочередным, самым главным положением в международных отношениях.
Во-вторых, в ответ на напоминание ему о том, что, согласно решению Верховного совета Армении, «она не имеет права подписывать документ, признающий Нагорный Карабах в составе Азербайджана, поскольку позже Конституция Армении была составлена на основании этого решения», Пашинян предложил сделать небольшой исторический экскурс. Он напомнил, что в 1989 г. Верховный совет Армении и Областной совет Нагорного Карабаха приняли решение «о воссоединении Армении и Нагорного Карабаха», а в 1990 г. Армения приняла Декларацию о независимости, ссылаясь, в том числе, на вышеупомянутое решение.
«Далее в 1991 г. Нагорный Карабах провозгласил свою независимость. Возникает вопрос – независимость от кого? Если от Армении, то разве это не нарушение вышеупомянутого совместного решения? Если нарушено, почему нарушители не привлечены к ответственности? Если независимость была объявлена от Азербайджана, то опять-таки не нарушает ли это совместное решение Верховного совета и Областного совета? Ведь если Нагорный Карабах воссоединился с Арменией, то от кого теперь независимым становится Нагорный Карабах?», - вопросил Пашинян, аргументировав тем справедливость и легитимность своих заявлений в историческом и юридическом плане.
Что же касается одного из наиболее сложных вопросов мирной повестки - разграничения границ, то, по словам Пашиняна, демаркацию и делимитацию армяно-азербайджанской границы предполагается проводить по картам советского Генштаба от 1975 г., так как речь идет о картах, достоверность которых упоминала и российская сторона. Соответственно, Пашинян акцентировал, что позиция Армении остается прежней, то есть она выступает за делимитацию по картам советского Генштаба от 1975 г.
И наконец, что касается мирного договора. Если верить словам армянского премьера, то Ереван считает важным продвижение повестки мира, особенно с учетом нынешней глобальной военно-политической обстановки. В то же время определенный оптимизм добавляют надежды премьера, что сторонам в скором времени удастся достичь согласия относительно текста и подписать мирный договор.
Таким образом, вывод из последних заявлений Пашиняна по Карабаху и в целом по армяно-азербайджанскому урегулированию можно сделать следующий: армянский лидер готов подписать мирное соглашение с Баку, в соответствии с которым Ереван безоговорочно признает территориальную целостность Азербайджана, включая Карабах.
Предположительно, это объясняется тем, что, во-первых, армянский премьер осознает неизбежность заключения такого документа ввиду давления Баку, Москвы, Брюсселя и Вашингтона, и уже не сможет отвертеться от этого события.
Во-вторых, он скорее всего понимает, что отрицать принадлежность Карабаха Азербайджану бессмысленно, поскольку это общепризнанный факт, к тому же закрепленный международным правом. К слову, этот аргумент, собственно, он и сам привел в своем выступлении.
С другой стороны, поражение Армении в 44-дневной войне 2020 года поставило жирную точку в Карабахском конфликте. И если Пашинян пять лет назад (в августе 2019 г) на митинге в Ханкенди дерзко заявлял о том, что «Карабах — это Армения и точка», то сегодня его риторика изменилась с точностью до наоборот в пользу Азербайджана. И наверняка у премьера, так же, как и у адекватной части населения Армении, есть понимание того, что в дальнейшем ни о каком реванше армян за Карабах не может быть и речи - у страны для этого нет ни малейших ресурсов и максимум, чего она сможет добиться, так это нового поражения, которое может ввергнуть страну в непреодолимую бездну. Поэтому дальнейшая и, возможно, главная задача Пашиняна - заставить армянское общество принять эту реальность, благодаря которой может воцариться долгожданный мир в регионе. Насколько готово к этому армянское общество, покажет уже ближайшее время.