Оторвется ли Армения от «мертвой» МГ ОБСЕ? Непоследовательность и мыльные пузыри Еревана
Тема де-юре роспуска пресловутой Минской группы ОБСЕ, похоже, близится к своему логичному завершению. После многочисленных и безуспешных манипуляций Еревана вокруг этого вопроса, которые в итоге лопнули как мыльный пузырь, армянское руководство сменило тактику, продемонстрировав невиданный ранее конструктивизм и готовность следовать мирной повестке Баку.
За последние несколько дней премьер-министр Армении Никол Пашинян сделал два резонансных заявления. Во-первых, он сообщил, что в новой Конституции Армении не должно быть ссылки на Декларацию о независимости, содержащую территориальные притязания к Азербайджану. Во-вторых, заявил о готовности Армении к роспуску Минской группы ОБСЕ.
Таким образом, официальный Ереван выразил согласие с двумя ключевыми требованиями Баку. Вопрос теперь в том, будет ли эта теория воплощена на практике. Учитывая известную непоследовательность Никола Пашиняна, прогнозировать тут сложно.
Мы, конечно, понимаем, что разработка новой Конституции — процесс длительный и многоэтапный. В то же время, у Еревана было достаточно времени, чтобы подготовиться к нему. А вот вопрос роспуска Минской группы ОБСЕ может быть решен в кратчайшие сроки. Тем более, что и Россия это открыто приветствует.
Накануне Москва выразила поддержку роспуску МГ ОБСЕ на уровне МИД РФ. Официальный представитель ведомства Мария Захарова в ходе брифинга подчеркнула, что все структуры Минской конференции по карабахскому урегулированию подлежат ликвидации.
«Мы много раз на этой теме останавливались. Соответственно, как следствие, все структуры Минской конференции — это и Минская группа, и группа планирования высокого уровня, и пост личного представителя действующего председателя ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию — всё это подлежит роспуску», — заявила Захарова.
Фактически, она повторила заявления, сделанные ещё в декабре 2024 года: «Учитывая признание Ереваном (Пашиняном в Праге в октябре 2022 г.) Нагорного Карабаха неотъемлемой частью Азербайджана, кардинальные изменения ситуации «на земле», формат МГ ОБСЕ утратил актуальность. Следовательно, все её структуры подлежат роспуску. Оптимальный путь — соответствующее предложение со стороны Еревана и Баку», — добавила дипломат.
О прекращении деятельности МГ ОБСЕ ранее высказывался и глава МИД РФ Сергей Лавров. В июне 2022 года он отметил: «Группа прекратила деятельность по инициативе участников из США и Франции. Мы обсуждали процессы постконфликтного урегулирования. Базой для этого урегулирования являются трёхсторонние заявления руководителей России, Азербайджана и Армении».
Москва регулярно подчёркивает значимость этих трёхсторонних договорённостей, заключённых под её эгидой, отмечая, что именно они позволили остановить боевые действия в Карабахе в 2020 году. Неудивительно, что и на этот раз Захарова подчеркнула — основой для мирного соглашения остаются трёхсторонние договорённости 2020–2022 годов. Это важный аргумент Москвы в её «мягком давлении» на Ереван. Особенно раздражают Москву усилия западных игроков — Парижа и Брюсселя — усилить своё влияние на переговорный процесс. Поэтому Россия активно напоминает Армении: попытки «ухода» в сторону Запада чреваты финансовыми, экономическими и политическими последствиями. Вполне возможно, что вопрос о роспуске МГ ОБСЕ уже обсуждался и был согласован в январе этого года в ходе встречи Лаврова с министром иностранных дел Армении Араратом Мирзояном.
Незадолго до этой встречи спикер Национального собрания Армении Ален Симонян косвенно подтвердил, что тема роспуска Минской группы может быть включена в повестку переговоров.
С другой стороны, Россия также осознаёт, что с 2023 года Баку и Ереван вышли на прямой диалог без посредников. А значит, необходимость в формальном присутствии Минской группы ОБСЕ фактически отпала.
Примечательно, что еще в апреле 2022 года президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на V Съезде азербайджанцев мира в Шуше, ясно обозначил, что Минская группа ОБСЕ была создана не для разрешения конфликта, а для увековечения оккупации азербайджанских земель.
«С первого дня моего президентства и до сегодняшнего дня решение карабахской проблемы и развитие постконфликтного периода в пользу Азербайджана были и остаются главными задачами. Переговоры, продолжавшиеся почти тридцать лет, имели цель не урегулировать конфликт, а замаскировать политику оккупации Армении и примирить нас с этой реальностью», — отметил он.
Текущая ситуация позволяет с осторожным оптимизмом предположить: если Армения окончательно откажется от территориальных претензий в своей конституции и распустит Минскую группу, на пути к мирному соглашению не останется серьёзных препятствий.
Мяч на стороне Армении. Сдержит ли Ереван своё слово — покажет время.