Еще один камень в болоте О новой законодательной инициативе в Армении
В пантеоне армянских героев прибыло. Причем сразу 66 персон. Именно столько людей составили гражданскую инициативу «Айакве» («Армянский референдум»), предлагающую от имени Армении криминализировать любое действие, признающее Карабах частью другого государства. И теперь, для того чтобы законопроект был принят к обсуждению Национальным собранием (парламентом страны), требуется собрать 50.000 подписей в его поддержку.
20 июня Центральная избирательная комиссия Армении удовлетворила заявление 66 граждан о формировании инициативной группы с целью представить проект (вопрос) о внесении дополнения в Уголовный кодекс Республики Армения в порядке гражданской инициативы. Для сбора подписей назначен срок в 60 дней – с 21 июня по 19 августа. Инициативным гражданам будут выделены специальные участки для сбора подписей. Ожидается, что такие места будут как в Ереване, так и в нескольких других крупных городах.
Что ж, хоть Армения и не самая густонаселенная страна в мире и большей части общества идеи «миацума» уже поперек горла, собрать полсотни тысяч подписей не составит особого труда. Там, безусловно, найдется такое количество людей. Кроме заядлых реваншистов под этим делом подпишутся и более умеренные - те, кто в душе смирился, но при этом хочет выпустить пар. Такие люди, ставя подпись, будут представлять себе, что выпустили ракету по Баку.
Так что законопроект почти наверняка будет принят к обсуждению Национальным собранием, и тут начнется самое интересное. Из 107 депутатов парламента 71 место, то есть не только абсолютное, но и решающее большинство, имеет фракция правящей партии «Гражданский договор». За ней с 29 голосами следует фракция альянса «Армения» (альянс, не будучи депутатом, возглавляет Роберт Кочарян). Замыкает список «Честь имею» (почему так хочется смеяться от этого названия?!) Сержа Саргсяна (который также не является депутатом). У этого блока – 7 мест в парламенте.
Проголосует ли правящая фракция против проекта? По всей логике заявленной приверженности восстановлению отношений с соседями, именно так она и должна поступить. Что тогда произойдет? Станет ли это в таком случае триггером массовых волнений? Этого ли добивается оппозиция? Насколько важно для нее подобным образом выудить у правящей партии отказ от «арцаха»? Допустим, но для чего тогда все эти телодвижения? Ведь Никол Пашинян уже громогласно объявил, что Карабах - это Азербайджан. И что, разве после этого заявления улицы Еревана заполнились возмущенным народом? Или все-таки широкие массы все еще уповают на пресловутое предусловие премьера о международном участии в диалоге Баку – Ханкенди, призванном, по мнению Пашиняна, завести переговоры в тупик? Не думаем. Народная психология все-таки устроена попроще - без склонности вдаваться в тонкости дипломатических формулировок, зато с тенденцией реагировать на громкие заявления.
Если бы армянское общество было настроено столь непримиримо к отказу от «миацума», осознанное и озвученное премьером «Карабах - это Азербайджан» уже должно было привести к волнениям. На фоне этого утверждения, которое в армянском сознании, по мнению реваншистов, должно было пронестись бурей, отказ в криминализации слива «миацума» станет всего лишь мелкой рябью на воде. То есть расчет оппозиции на массовые протесты и последующую смену власти явно ошибочен.
Причем обращает на себя внимание тот факт, что оппозиция не взяла на себя инициативу в этом вопросе, прикрывшись гражданским щитом. А это означает, что армянская фронда не рассчитывает на свой авторитет и предпочитает придать своим действиям окрас гражданского протеста. И еще любопытный момент: вкупе с карабахским вопросом группа «Айакве» предлагает включить в уголовный кодекс наказание и за принижение значимости так называемого «геноцида армян». Здесь, видимо, расчет на то, чтобы, используя самый болезненный для армянской самоидентификации вопрос, вызвать максимальную силу трения для поджога ситуации. Кроме того, статья о «геноциде» заложит грозную мину под едва затеплившийся диалог с Турцией. Ведь уже имеются какие-то подвижки, свидетельствующие о том, что Ереван может в скором времени согласиться и на создание совместной с Турцией комиссии по расследованию событий 1915 года.
Однако и здесь не видим особой растопки для возгорания пламени. Риторика Пашиняна последних нескольких месяцев довольно жестким катком проходится по национальной парадигме армян. И пока это не вызвало и намека на возмущения масс. Хотя ключевое слово здесь – «пока». Не исключено, что дебаты в парламенты будут использованы оппозицией и их заморскими покровителями для подогрева истеризации армянского общества.
Однако подвох может таиться и в другом месте. Представим обратное: депутаты от правящей партии проголосовали за принятие законопроекта. Тогда все обретает совсем другой колорит. Станет ясно, что Пашинян, опасающийся по соображениям личной безопасности подписывать мир, сам инициирует всю эту катавасию с законопроектом, а перед Баку и международными посредниками разводит руками и сваливает все на парламент и общество. На естественный вопрос - не твоя ли партия имеет большинство в Нацсобрании, он ответит в привычном ему духе, что, мол, в партии имеются разногласия на это счет, я оказался один, мой голос – глас вопиющего в пустыне и т.д. и т.п.
В таком случае Армения не только саботирует мирный процесс, но и добавит в свое и без того отягощенное неадекватными территориальными претензиями законодательство еще один увесистый камень…
Впрочем, мы не собираемся влезать в дебри армянского законодательства. Нам, азербайджанцам, по большому счету до этого никакого дела нет. Что они там у себя принимают, чего им можно признавать, а чего нельзя – все это вне контекста восстановления суверенитета Азербайджана над своей международно-признанной территорией. Если Ереван не подпишет мира, Карабах все равно будет реинтегрирован.
У армян поразительное качество – не чувствовать веления момента. Сейчас они должны бы делать все, чтобы выйти из ситуации с минимальными издержками, а именно отказаться от «миацума» и получить от Баку признание своей территориальной целостности, что позволит поучаствовать наконец в региональных проектах. В противном случае Армения выйдет из истории с «отягощенной аурой» – все так же, без «миацума», но вдобавок в экономической изоляции, и что самое главное - без признания Азербайджаном ее границ.
А инициативы, подобные «Айакве», только приближают Армению ко второму сценарию развития событий…