Уроки Баку для Берлина По итогам визита Штайнмайера в Азербайджан
Как же официальные лица Германии любят дезавуировать самих себя, причем непосредственно в преломлении к Южному Кавказу. И к тому же с точки зрения непрофессионально-неисторичной оценки существующих в регионе реалий. Именно об этом многими думалось в преддверии официального визита в Азербайджан президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера, предварившегося скандальным инцидентом, связанным с его постом во время пребывания в Армении. Напомним, что в сторис на официальной странице Штайнмайера в «Инстаграм» был опубликован провокационный текст в контексте Карабахского региона Азербайджана, сопровождавшийся изображением куска запыленной материи, некогда преподносимой армянскими преступниками-сепаратистами в качестве т. н. «флага» опереточной «нкр». Что, естественно, вызвало неприятие Баку, в результате чего по линии администрации президента Германии азербайджанской стороне были принесены извинения при параллельном удалении поста.
В ракурсе происшедшего вспомнился схожий инцидент, имевший место чуть более двух лет назад, когда в начале марта 2023 года на пресс-конференции в ФРГ по итогам встречи с премьер-министром Армении Николом Пашиняном канцлер Германии Олаф Шольц заявил о необходимости достижения мирного урегулирования между Арменией и Азербайджаном «с точки зрения территориальной целостности двух стран, а также права на самоопределение граждан нагорного Карабаха». Естественно, этот момент не мог не вызвать негативной реакции Баку, и в результате четкой дипломатической работы азербайджанской стороны по линии правительства Германии сразу же было заявлено о признании Берлином «территориальной целостности в пределах признанных на международном уровне границ Армении и Азербайджана». А спустя несколько часов скандальное высказывание Шольца было удалено с официального сайта канцлера. На состоявшихся же следом переговорах с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым Шольц зафиксировал, что основой мирного урегулирования должен стать принцип признания территориальной целостности Азербайджана и Армении.
Интересно, не правда ли? Эдакая ангажированная берлинская преемственность в векторе Южного Кавказа, пусть в обоих случаях официальными германскими структурами (лицами) и были принесены извинения.
Что касается непосредственно визита президента Германии в Азербайджан, представляется целесообразным затронуть отдельные нюансы из его заявления для прессы и ответов на вопросы журналистов, начиная с экономической составляющей. Прежде всего, Штайнмайер выделил значительную роль Азербайджана для ФРГ в 2022 г., когда начались прерываться получаемые Германией поставки газа из России. По словам президента Германии, «Азербайджан взял на себя значительную ответственность, и я очень благодарен за это». А уже далее, выразив радость от становления Азербайджана «местом схождения основных торговых путей мира», он актуализировал заинтересованность Баку и Берлина в торгово-экономических связях не только с Центральной Азией (ЦА), но также с Дальним Востоком, Юго-Западной Азией и Китаем. В условиях же, как им было подчеркнуто, ограниченности «действующих транспортных путей и их возможностей», он в особом формате высказался о Среднем коридоре, проявляющимся «интересной перспективой и для экономики Германии».
В контексте произнесенного Штайнмайером, хотелось бы отметить, что тема Среднего коридора, также именуемого Транскаспийским международным транспортным маршрутом (ТМТМ), несет неимоверную актуальность для всего европейского континента. В подтверждение чего можно сослаться на тот факт, что на прошедшем несколько дней назад в Ашхабаде XX заседании министров ИД стран ЦА и Евросоюза, представлявшая Брюссель Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности, вице-президент Еврокомиссии Кая Каллас также актуализировала ракурс Среднего коридора, отметив «рост, как минимум, вдвое, транспортировки грузов через Каспийское море». При этом она определила ТМТМ «не только торговой артерией, но и стратегическим проектом, способствующим укреплению экономических связей между странами ЦА и ЕС». Вслед за чем озвучила готовность европейских и международных финансовых структур инвестировать свыше 10 млрд евро в развитие этого транспортного направления.
Другое дело, что в преломлении к Среднему коридору Штайнмайер высказался и в том духе, насколько привлекательность маршрута высветится еще более яркими красками в случае более стабильного развития Южного Кавказа «с политической точки зрения». Кто бы сомневался, но, возможно, именно этот акцент президент ФРГ должен был зафиксировать в Ереване, а не в Баку, благо президент Ильхам Алиев неоднократно подчеркивал важность наличия мира, стабильности и безопасности в Южно-Кавказском регионе. Остановился он на этом и вчера, сообщив о достаточном сближении в настоящий период позиций Азербайджана и Армении в достижении мира.
Другое дело, что Штайнмайер из первых уст услышал важность положительной реализации Ереваном на пути к мирному соглашению двух вопросов: упразднение пресловутой Минской группы ОБСЕ и внесение изменений в конституцию Армении, открытым текстом фиксирующей территориальные претензии к Азербайджану через призму «присоединения законной исторической территории» нашей страны. Данный аспект президент Ильхам Алиев четко очертил «легитимным требованием». Однако, по его словам, практическое несогласие Еревана с закрытием де-факто нефункционирующей Минской группы ОБСЕ «справедливо вызывает у нас подозрения» в контексте того, что, быть может, Армения вновь намеревается «выступить с территориальными претензиями против нас?». Тем более что Ереван, унисонно «подстрекательству со стороны Франции к новым провокациям, стремительно вооружается», на фоне чего отдельные силы пытаются представить Армению «голубем мира».
Ну а затем глава государства, подчеркнув приветствование «замечательного эволюционного процесса» в аспекте Пашиняна, который ранее утверждал, что «Карабах — это Армения, и точка», а сегодня провозглашает: «Карабах — это Азербайджан», и с учетом особой любви официального Еревана, вне зависимости от того, кто находится у власти этой страны, к футбольной, так сказать, дипломатии, подчеркнул, что «мяч сейчас на стороне Армении», которая, если реально намерена подписать мирный договор, «должна принять эти два легитимных условия».
Также отметим, что президент Ильхам Алиев в блестящем формате отреагировал и на скандальный пост Штайнмайера. Как он подчеркнул, так называемой «нкр», на «включении которой в мирный договор до января 2024 г.» настаивал Ереван, нет, ведь она «существовала только в воображении Армении». Резюмировав данный вектор своего выступления фиксацией о том, что по окончании Второй Карабахской войны, когда Баку «восстановил международное право на поле боя и в политической плоскости» (при непринятии международными организациями серьезных шагов в озвученном направлении), непосредственно «Азербайджан и лично я стали инициаторами начала мирных переговоров». А вот Армения и еще функционировавшая тогда Минская группа ОБСЕ не преминули выдвинуть соответствующих предложений, аналогично тому, как ангажированные внешние круги игнорировали осуществленную армянскими оккупантами этническую чистку азербайджанцев и наличие около 20% наших земель под оккупацией.
Высказавшись в данном направлении, президент Ильхам Алиев констатировал уверенность в том, что результаты первого в истории двусторонних отношений официального визита президента Германии в Азербайджан «еще больше сблизят наши страны», благо достигнутые в экономической сфере результаты «нас, естественно, воодушевляют», в частности, увеличение в январе-феврале текущего года товарооборота почти в три раза. Плюс глава государства зафиксировал наличие у Баку значимых программ в сфере возобновляемой энергии, «где немецкие компании обладают огромным опытом». К слову, если бы министр ИД Германии Анналена Бербок во время своего участия в рамках COP29 была бы более внимательна к повестке дня, не отвлекаясь на иные аспекты, не имевшие никакого отношения к этому важнейшему для всего человечества форуму, то смогла бы донести до своего президента детальную информацию о потенциале Азербайджана в направлении возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
В свете рассматриваемого нам лишь остается надеяться, что как в 2023 г. Олаф Шольц, так и вчера Франк-Вальтер Штайнмайер принял к сведению сложившиеся в регионе реалии, базирующиеся на достижении Азербайджаном исторической справедливости на основе соблюдения всех норм и принципов международного права. И больше со стороны официальных кругов Германии в преломлении к Южному Кавказу каких-либо негативных комментариев, основанных на незнании предшествующей и нынешней ситуации в регионе, допускаться не будет. Тем более что не кто иной, как президент ФРГ вчера подчеркнул: «Мы знаем и признаем, что Карабахский регион является территорией Азербайджана. Это наша позиция».