Звезда родилась? Разгневанные демократы и ночь в Сенате
В Сенате США произошло очевидное-невероятное. Очевидное, потому что подобное уже случалось, и не раз, а невероятное, потому что был побит рекорд. Речь идет о выступлении сенатора-демократа от Нью-Джерси Кори Букера 31 марта-1 апреля, которое продлилось 25 часов и 5 минут – самая длинная речь в истории Сената.
До этого рекорд принадлежал сенатору Строму Термонду из Южной Каролины, который в 1957 году выступал 24 часа и 18 минут в попытке заблокировать принятие закона «О гражданских правах». Впрочем, Букер не преминул откреститься от сравнений с Термондом, отметив, что он выступает «вопреки» позиции предыдущего рекордсмена.
К тому же речь Букера не преследовала цели заблокировать конкретный законопроект, а была задумана как символический протест. Против чего? Ясно, против чего – против политики Дональда Трампа, ставшей демократам поперек горла. Выступление Букера было направлено на критику политики Трампа и содержало призыв к собственной партии занять более жесткую позицию в отношении действующего президента. Надо отметить, что этого также все чаще требуют избиратели, поддерживающие демократов. Согласно последнему исследованию SSRS, 57% демократов и независимых избирателей, склоняющихся к демократам, хотят, чтобы партия активнее противостояла республиканцам, тогда как 42% выступают за поиск компромиссов с оппонентами.
«Всего за 71 день президент Соединенных Штатов нанес так много вреда безопасности американцев, финансовой стабильности, основным основам нашей демократии, — сказал Букер. — Это ненормальные времена для Америки. И они не должны рассматриваться как таковые в Сенате Соединенных Штатов». Во время своего выступления Букер призвал демократов проявить решимость перед лицом серьезных угроз американской демократии. В частности, он раскритиковал сокращения в сфере социального обеспечения, проводимые Департаментом эффективности госуправления (DOGE) под руководством Илона Маска, а также выразил обеспокоенность намерениями Трампа относительно территориальных притязаний на Гренландию и Канаду.
Всего Букер и его команда подготовили перед речью 1164 страницы материалов, затрагивающих широкий спектр тем. Ряд сенаторов-демократов, включая лидера меньшинства Чака Шумера, в течение определенного времени поддерживали Букера на трибуне.
Республиканец Тед Круз, чья речь в 2013 году длилась 21 час, посоветовал Букеру: «Надень удобную обувь и не пей воду». Букер признался, что перестал есть и обезвоживал себя за несколько дней до выступления, что привело к судорогам и спазмам мышц во время его марафона. Коллеги-демократы помогали Букеру выдержать речевой забег, задавая вопросы и давая ему возможность коротко передохнуть.
Букер ни разу не уступил трибуну для перерыва, так как это позволило бы председательствующему возобновить работу Сената. Единственным исключением была краткая молитва в полдень во вторник и ответы на вопросы коллег-демократов. При себе у Букера не было ничего, кроме Библии, сообщается в СМИ. Как видим, невольно или намеренно, демократы не прочь отобрать у республиканцев монополию на религиозность. Вообще речь Букера очень напоминала выступления чернокожих протестантских пасторов – с закатыванием глаз и голосом, переходящим в дрожь на «сильных местах». Правда, мастерства у Букера в этом отношении пока маловато, и «мелизмы» в его исполнении выглядели неубедительно.
Пока не совсем ясно, произвело ли это выступление какое-то впечатление на избирателей и способствовало ли оно понижению рейтинга Трампа. Об этом мы, очевидно, узнаем скоро из различных соцопросов. Надо, однако, иметь в виду, что речь Букера – это в первую очередь попытка встряски самой Демократической партии, которая, по наблюдению многих комментаторов, сталкивается с серьезными внутренними вызовами, включая кадровый и идейный кризисы. Не в последнюю очередь эти кризисы связаны с неоднозначным наследием предыдущего президента Джо Байдена, которое продолжает снижать поддержку партии среди электората.
Кори Букер является сенатором с 2013 года. Он – первый чернокожий американец, представляющий Нью-Джерси в Сенате, и один из пяти афроамериканцев среди 100 сенаторов в нынешнем составе верхней палаты Конгресса США.
Сейчас, надо полагать, сенаторы-демократы, не спавшие сутки, надеются, что депривация сна, случившаяся с ними, не случилась напрасно. Появилась ли у демократов новая звезда? Станет ли Кори лидером Демпартии, готовым повести борьбу за президентское кресло? Достаточно ли для этого говорить в течение суток? И главное – готов ли он действовать также эффективно, как он умеет говорить?