Мимо Азербайджана вряд ли получится «Неудобная правда» Самита Алиева
На сегодняшний день по Трансадриатическому трубопроводу (TAP) в Европу поставлено в общей сложности свыше 45 млрд кубометров газа. И, как подметили умные люди, география наших поставок газа в Европу однозначно расширится, потому что Азербайджан уже работает над созданием газораспределительной сети в некоторых европейских странах. В некоторых из них она есть, в других должна быть расширена.
А в ходе саммита «ЕС — Центральная Азия» Урсула фон дер Ляйен рассказала о геополитическом и экономическом значении Транскаспийского международного транспортного коридора и отметила, что «пограничные переходы как со странами Центральной Азии, так и со странами Южного Кавказа важны для выхода к Черному морю».
То есть в Евросоюзе полагают, что открытие границ Армении с Турцией и Азербайджаном сблизит Европу и Центральную Азию. И именно этого на сегодняшний момент никак нельзя допускать, хотя бы потому, что в результате этого Армения получит деньги за транзит грузов из Центральной Азии в Европу, а разве нам нужно усиление Армении? Нет, усиление Армении нам совершенно не нужно, сама Армения находится в логистическом тупике, у неё нет выхода к Черному морю, у Армении нет выхода к морю вообще. Кроме того, позиция ЕС в отношении Азербайджана предвзята и несправедлива, а потому, сами понимаете, это прекрасный повод для упреков в адрес Евросоюза. Например, нам не нравится миссия на условной границе между Азербайджаном и Арменией, мы никак не можем понять, почему тот же Европарламент до сих пор не дал ни правовой, ни политической оценки изгнанию азербайджанцев из Армении, кроме того, мы, к сожалению, то и дело слышим из различных структур Евросоюза вскукареки про какое-то там «право армян арцаха вернуться» и прочий небинарно-трансгендерный бред. Мы справедливо полагаем, что это и есть те самые двойные стандарты – но это только с одной стороны, потому что с другой стороны европейцы люди очень и очень расчетливые и деньги считать умеют, скажу более, они прекрасно помнят когда, сколько и на что именно они потратили с середины прошлого десятилетия, они прагматики, и когда вопрос опять встанет ребром – сближение Европы и Центральной Азии или Армения – вот догадайтесь с одного раза, что именно выберет Европа.
Общность ценностей у Армении и Евросоюза? Безусловно, кто бы сомневался, но из всех ценностей именно материальные ценности ценнее всего, потому что остальное не так существенно. Так что сблизиться с Центральной Азией Европа может и без Армении, для этого достаточно посмотреть на карту: Центральная Азия – Азербайджан с его достаточно развитой инфраструктурой – Грузия, у которой эта инфраструктура тоже неплохо развита, и дальше, в Европу. Как все вы прекрасно понимаете, для этого можно и не открывать границы с Арменией. У нас есть неоднократно озвученные предусловия, и только после их выполнения можно говорить о подписании с Арменией мирного договора. И никак не ранее, так что доступ Армении к транзиту материальных ценностей из Центральной Азии до выполнения наших условий невозможен, а без Азербайджана, как вы все понимаете, невозможен доступ к материальным ценностям Центральной Азии. Это называется географией, и миновать Азербайджан ну просто никак не получится. Через Россию ЕС не устраивает, а через Иран – через Иран не устраивает США, что дает прекрасную возможность играть на противоречиях, и это совершенно не покер, это шахматы. Так что заявлениями, например, какого-то там французского министра по делам Европы и иностранных дел Жан-Ноэля Барро о том, что «новые требования Азербайджана к Армении для утверждения мирного соглашения являются неприемлемыми», можно пренебречь. Наши требования не просто приемлемы, скажу более – их выполнение неизбежно, в противном случае ни о каком открытии границ и тем более мирном договоре не может быть и речи. В общем, если хочешь что-то кушать – ты Баку обязан слушать.
Люди всегда, везде, во все времена и в любой ситуации остаются людьми, и именно потому, мы люди, мы способны как на сатанинскую жестокость, так и на вселенскую жалость, механизм «что да как да почему» так до сих пор и не изучен. Социопсихологи, например, считают, что один и тот же человек в абсолютно одинаковых ситуациях, но в разном психофизическом состоянии действует по-разному, и это вполне логично, в конце концов, расстояние между героизмом и трусостью или милосердием и жестокостью – всего полсекунды, человек делает выбор прям там, на месте, в этой ситуации.
Знаете, у замечательного поэта Бориса Слуцкого есть очень сильное стихотворение, оно называется «Немецкие потери», о том, как во время Второй мировой советские войска берут в плен немецкого солдата, устал и он, и советские воины, ну, допросили без жестокости, что было нужно – он сказал, а вот при обыске у него нашли губную гармошку, ну, попросили сыграть, он сыграл «Дунайский вальс». Но ночью Красной армии пришлось отступить, и немца расстреляли, это война, а у войны своя логика, подходить к ней меркой мирного времени дело совершенно бесполезное, оставим это носителям розовых очков и верующим в единорогов, так вот, стихотворение заканчивается следующими строчками:
Мне — что? Детей у немцев я крестил?
От их потерь ни холодно, ни жарко!
Мне всех — не жалко!
Одного мне жалко:
Того, что на гармошке вальс крутил
По мне — так очень сильно... Хотя бы потому, что люди всегда, везде, во все времена и в любой ситуации остаются именно людьми, и именно потому мы, люди, способны как на сатанинскую жестокость, так и на вселенскую жалость... И иногда мне даже становится жаль наших соседушек. За упрямство их элиты и глупость их населения, которое их элита и ее кукловоды обязательно подставят в очередной раз. Так что мне всех не жалко, одного мне жалко: того, что на гармошке вальс крутил...