Трамп повышает — Си зарабатывает Обзор Шерешевского
Председатель Китайской Народной Республики (КНР) Си Цзиньпин побеждает в торговой войне, развязанной президентом США Дональдом Трампом. Об этом в пятницу, 4 апреля, сообщила газета Wall Street Journal (WSJ). Авторы публикации полагают, что «всеобъемлющие тарифы Трампа изменят мировой порядок во многих отношениях, и один победитель уже появился — Си Цзиньпин».
Издание отмечает, что на протяжении многих лет политика США была направлена на ослабление экономических отношений европейских стран с Китаем. США во времена Байдена старались повлиять на европейцев с тем, чтобы те уменьшили торговлю с КНР и перестали поставлять в Китай высокотехнологичную продукцию. Поскольку США оставались важнейшим экономическим партнером Европы, а кроме того обеспечивали ее военную защиту, европейцы подчинялись. Но теперь восстановление связей Европы с Китаем — вопрос времени, полагает издание.
Это совпадает с поступающими из Пекина сигналами о стремлении усилить партнерство с Евросоюзом и о намерении сблизиться с европейскими державами.
4 апреля президент США прокомментировал ответные пошлины КНР, заявив, что Пекин «запаниковал» и «поступил неправильно». В тот же день Китай ввел против США пошлины в размере 34%.
Трамп объявил 2 апреля о масштабных торговых мерах. Он ввел базовые тарифы в размере 10% на всю продукцию, поставляемую в Соединенные Штаты. Для Европейского союза (ЕС) эта цифра увеличена до 20%, а для Китая — до 34%. В своей речи президент назвал 2 апреля днем, когда американцы снова станут богатыми.
Протекционизм Трампа нацелен на перенос фабрик в США, восстановление индустриальной мощи Америки. Таким способом он хочет создать миллионы новых рабочих мест в промышленности, в некотором смысле вернув США в 1950-е гг., когда их индустрия превосходила европейскую, и вдохнув жизнь в Ржавый пояс — разрушенные индустриальные зоны США, где за Трампа проголосовали миллионы представителей белого рабочего класса. Именно это подразумевается в его рекламном слогане — «Сделаем Америку снова великой!».
Глобализация торговли, указывает экономист Леонид Вальдман, привела к тому, что многие фабрики уехали в Мексику и Китай. Утратив хорошие рабочие места, миллионы американских квалифицированных рабочих и специалистов превратились в жертв ухудшенной занятости, устроившись продавцами в супермаркетах или занимая иные должности с негарантированной занятостью и ненормированным рабочим днем. Это вызвало огромное раздражение и вылилось в поддержку Дональда Трампа и его обещаний реиндустриализации.
Вряд ли кто-то из современных экономистов может сказать, достигнет ли политика Трампа обещанного результата. Оппоненты указывают на то, что фондовый рынок упал, и что действия президента США хаотичны — он то вводит тарифы, то сообщает о готовности отменить некоторые из них. Такие меры порождают неуверенность рынков. Задача реиндустриализации США, о которой он мечтает, осложняется созданной им самим неопределенностью в отношении тарифов, ибо непонятно, что будет выгодно производить в США, а что — нет.
Но проблема связана также с военно-политическим измерением и с теми переменами, которые в нем происходят. И это, в свою очередь, окажет влияние на глобальную экономику.
В течение многих десятилетий США проводили иную политику. Они обеспечивали своим союзникам военно-политическую защиту, одновременно расширяя свободную торговлю между этими странами и Америкой, интегрируя их экономики. Таким способом верхушка США, т. е. руководство обеих политических партий и связанные с ними корпорации, обеспечивали свои интересы в мире. Правящие круги Европы и некоторых других государств получали от американцев защиту и выгодные торговые договора. Тех, кто не подчинялся, отключали от глобальной производственной и финансовой сети, лишая инвестиций, рынков и современных технологий.
Китай, который стал превращаться в сверхдержаву как в экономическом, так и в военно-политическом плане, сделался опасным для Вашингтона. Кроме того, он имеет территориальные споры со всеми соседними странами, включая таких союзников Америки, как Япония, Южная Корея, Индия и др. И поэтому США оказывали давление на Европу и других союзников, заставляя их уменьшить сотрудничество с КНР. Особое значение имели попытки отрезать Пекин от доступа к современным европейским технологиям.
Но сегодня США лишились части рычагов давления на Китай. С одной стороны, политика Трампа в отношении НАТО и других союзников Америки обнулила любые военно-политические обязательства США. И вряд ли американцы готовы защищать Европу. Ровно то же самое можно сказать об их политике в отношении Японии и Южной Кореи.
С другой стороны, США одновременно ударили тарифами по всем своим европейским и азиатским союзникам, а не только по Китаю.
И, возможно, Европа постарается компенсировать потери путем сближения с китайской экономикой. Оба рынка составляют порядка 18-19 процентов глобального ВВП каждый, и им есть что дать друг другу. Особенно в ситуации, когда Пекин отчаянно нуждается в современных европейских технологиях в таких областях, как производство полупроводников, станкостроение, ракетные двигатели и т.д.
Не вполне понятна в новых условиях судьба политики стран Индо-Тихоокеанского региона. Япония, Южная Корея и Китай недавно провели совещание, на котором велись переговоры о развитии торговли между этими странами.
Согласно сообщениям «Рейтерс», три страны договорились о развитии региональной торговли в условиях тарифов, введенных Трампом. «Необходимо усилить реализацию RCEP, в котором участвуют все три страны, и создать основу для расширения торгового партнерства между тремя странами путем переговоров между Кореей, Китаем и Японией — переговоров по свободной торговле», — заявил министр торговли Южной Кореи Ан Дук Гын, имея в виду Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (RCEP), вступившее в силу в 2022 году. Оно представляет собой торговую структуру, созданную 15 странами Азиатско-Тихоокеанского региона, — структуру, направленную на снижение торговых барьеров.
Сеул, Пекин и Токио — основные торговые партнеры США в Индо-Тихоокеанском регионе, пострадавшие от американских тарифов. С другой стороны, эти страны враждуют между собой из-за территориальных споров. Япония и Южная Корея опасаются растущей военной мощи Пекина, поэтому две страны развивают военное партнерство, вкладывая большие средства в оборону и создавая направленный против Китая военный блок. Вряд ли их страхи исчезнут — соседний гигант становится слишком могучим. Но тем не менее экономика диктует трем государствам в настоящее время необходимость сотрудничества.
В азиатских странах также усилились антиамериканские настроения после введенных Трампом тарифов, что приведет к тому, что они выберут Китай в качестве альтернативного торгового партнера, утверждает издание Wall Street Journal.