Алиев всегда подкрепляет слова делом: что ждет армян Карабаха? Размышления Орхана Амашова
В очередном выпуске цикла передач «Размышления Орхана Амашова» автор анализирует, что ждет армян Карабаха, мотивы и модели поведения заинтересованных сторон, а также размышляет о важности послания, с которым президент Алиев обратился к жителям региона в недавнем интервью для Euronews.
Ситуация в Карабахе аномальна. Эта аномальность обусловлена тем, что карабахские армяне находятся в неопределенном положении, терроризируемые сепаратистской хунтой, базирующейся в Ханкенди, которая, несмотря на то, что находится в состоянии предстоящего расчленения, держит их в заложниках во имя безнадежной затеи.
Арутюнян и компания - верхушка этой группировки, все еще физически присутствующей на суверенной азербайджанской территории, - оказываются во все более затруднительной ситуации. Их военные и политические ресурсы иссякли, а установление Азербайджаном 23 апреля погранично-пропускного пункта на въезде на Лачинскую дорогу сильно повлияло на сепаратистов, заставив их постепенно осознать невозможность дальнейших авантюр.
Это незаконное образование действительно изолировано, но есть несколько факторов, поддерживающих его. Они напрасно надеются - но всё же надеются - и в самых смелых мечтах представляют, что ситуация может измениться.
Россия присутствует на местах и, как обычно, имеет скрытые мотивы. Моральная поддержка сепаратистов, подкрепленная временной физической защитой, связана с желанием Москвы сохранить свое военное присутствие в Карабахе и удержать контроль над Южным Кавказом. Однако в конечном итоге, когда Кремлю придется принимать окончательное решение, выбирая между «сохранением своих войск на местах» и поддержанием дружеских отношений с Азербайджаном, которые являются многоплановыми, от него потребуется рациональный подход.
В условиях напряженной ситуации в Украине, ухудшающегося положения России на фронте, отвлечения ее внимания на войну, Москве было бы неразумно еще больше раздражать Баку. Иными словами, если сопоставить преимущества «престижа», касающегося военного присутствия в Карабахе, и большие экономические выгоды, связанные с открытием коммуникаций и другими сопутствующими событиями, то, скорее всего, чувство правильности будет определяться холодным рассудком Москвы, а не туманными имперскими притязаниями.
Еще одним фактором является Армения, которая в настоящее время либо не может, либо не хочет оказывать влияние на сепаратистскую хунту с целью склонить ее к выполнению законных требований Азербайджана. В словах Пашиняна много смысла, когда он говорит, что Армения готова официально признать территориальную целостность Азербайджана, как это делают все суверенные государства, а армяне Карабаха должны решать свои проблемы с Баку. Однако его слова звучат фальшиво, потому что не подкреплены делом. Вместо того, чтобы убедить сепаратистское образование принять гуманитарные грузы из Агдама, правительство Пашиняна беспардонно направило конвой на армянскую сторону условной границы, не согласовав это с Баку, что привело к обострению напряженности. Кроме того, настаивая на создании международного механизма для решения вопроса о правах и гарантиях безопасности карабахских армян, Пашинян дает России дополнительное основание затормозить внутренний диалог между Баку и жителями Ханкенди и его окрестностей.
Таким образом, сочетание скрытых мотивов России и отсутствия у Армении мужества и воли вселяет в карабахских сепаратистов надежду. Их поощряют. Им дают ложную надежду. Помимо России и Армении, в поддержании сепаратистских настроений в Карабахе немалую роль играют и другие акторы, например, Франция.
Что касается Запада, который не всегда монолитен из-за внутренних разногласий и борьбы за власть, то там много лицемерия, которое совсем не кстати. Хотя совместные усилия Брюсселя и Вашингтона в азербайджано-армянском мирном процессе, основанном на концепции взаимного признания территориальной целостности и суверенитета, заслуживают одобрения, тем не менее, если взглянуть на общую картину, то можно заметить некоторые упущения и недоработки.
Для примера сравним два случая: Луганск и Донецк в 2014 году и Карабахский регион Азербайджана в 2023 году. Когда девять лет назад Россия направила в мятежные регионы Украины так называемые «гуманитарные» конвои, Запад единодушно расценил это как одностороннюю операцию, нарушающую территориальную целостность Украины в связи с отсутствием согласия Киева. Правительство Украины хотело проконтролировать поставки, потребовав, чтобы вся помощь шла не из России, а с собственной территории. Это было разумно, и ведущие западные державы справедливо поддержали Украину.
Когда в июле 2023 г. Азербайджан предложил перевозить гуманитарные грузы в Карабах из Агдама, а не из Армении по Лачинской дороге, реакция Запада была принципиально иной, причем ошибочной. В 2014 году Киев хотел, чтобы поставки осуществлялись с его собственной территории под его контролем. Логично, что сейчас Баку хочет того же в отношении Карабаха.
Факты на местах аналогичны. Применяемые нормы и стандарты должны быть идентичными. Это еще больше усиливает сомнения Баку в искренности и благородстве намерений Запада. В попытках представить сложившуюся в Карабахе ситуацию как «гуманитарную катастрофу» и противодействовать законным шагам Баку по реинтеграции региона, Азербайджан видит явные признаки абсурдного фарса.
Во всяком случае, об этом есть подробная статья и видеоматериал, опубликованные на сайте Caliber.Az. Пожалуйста, изучите их самостоятельно.
Вернемся к первоначальной дискуссии о замыслах различных акторов в отношении карабахских армян. Я не сказал о том, чего хочет добиться главный игрок - Азербайджан, на суверенной территории которого происходят все эти события. Это касается не только маршрута поставок, о котором я уже говорил, но и множества других вопросов.
В недавнем интервью для Euronews президент Ильхам Алиев заявил, что, будучи частью азербайджанского общества карабахским армянам будут предоставлены «гарантии безопасности и права, в том числе образовательные, культурные, религиозные, муниципальные». Это не просто приемлемое, но и очень щедрое предложение, требующее правильной оценки со стороны.
Как подчеркнул в своем интервью президент Алиев, он стоит за своими словами. Разве он не говорил перед войной с Арменией в 2020 году, что Азербайджан освободит оккупированные территории и восстановит свою территориальную целостность? Это была миссия всей его жизни, которую он выполнил. Разве он не говорил, что установление погранично-пропускного пункта на въезде на Лачинскую дорогу является законным правом Азербайджана? Разве этого не произошло? Произошло.
Он также говорит о том, что в Ханкенди будет развеваться азербайджанский флаг, а местные жители-армяне, которые решат остаться, будут пользоваться всеми конституционными гарантиями и правами граждан Азербайджана. И произойдет это раньше, чем можно предположить. Президент Алиев - человек, который всегда подкрепляет слова делом. В этом нет ни малейшего сомнения.