«Армении лучше выстраивать отношения с соседями, чем стремиться в ЕС» Штефан Майстер на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az c членом Германского совета по международным отношениям, немецким политологом Штефаном Майстером.
— Господин Майстер, в недавнем интервью одному из армянских изданий вы заявили о том, что Европа не является серьезным игроком на Южном Кавказе. Можно ли ваше мнение расценивать как провал политики Брюсселя в нашем регионе?
— Я не говорил о том, что Европа не является серьезным игроком на Южном Кавказе, а лишь подчеркнул, что ЕС не является таким сильным игроком в этом регионе, как Турция и Россия. Политика ЕС не настолько адаптирована под ситуацию на Южном Кавказе, которая за последние годы сильно изменилась. К примеру, мы видим, что на сегодняшний день Азербайджан, обладающий соответствующей волей и инструментами, превратился в главного игрока на Южном Кавказе. Как следствие этого, страна играет очень важную роль в этом регионе.
Что касается политики Европейского Союза на Кавказе, то, как мне кажется, у некоторых стран-членов организации нет достаточной воли, чтобы еще больше влиять на регион, что, видимо, еще и связано с тем, что он не в приоритете ЕС. Тем не менее, Евросоюз взаимодействует с регионом через политику «Восточного партнерства», инвестиции в инфраструктуру, а также посредством наблюдательной миссии, расположенной в Армении на границе с Азербайджаном. Эта миссия очень важна для сохранения региональной безопасности.
— То есть вы считаете миссию ЕС эффективной с точки зрения сохранения региональной безопасности, несмотря на то, что она отвечает интересам лишь одной из сторон конфликта — Армении?
— Я не согласен с тезисом о том, что миссия ЕС отвечает интересам одной стороны конфликта. На мой взгляд, миссия – это нейтральный актор, благодаря которому появилась определенная транспарентность на условной границе, сократились атаки по сравнению с теми, что происходили раньше. Поэтому я положительно оцениваю работу европейских наблюдателей и считаю, что она необходима для деэскалации конфликта. Полагаю, было бы лучше, если бы миссия располагалась и в Азербайджане, но, как известно, это не в интересах Баку.
— Если, как вы сказали, миссия играет стабилизирующую роль на армяно-азербайджанской границе, тогда почему главный ее инициатор – Франция – активно накачивает Армению смертоносными вооружениями, подвергая регион риску новой войны?
— У Франции давние тесные отношения с Арменией, там проживает крупная армянская диаспора, и, как мне кажется, Париж вооружает Ереван, чтобы поддержать баланс сил в регионе, так как Армения достаточно слаба и не способна противостоять Азербайджану.
— Допускаете ли достижение мирного соглашения между Баку и Ереваном?
— Думаю, есть большой шанс для достижения мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, учитывая компромиссы в этом направлении с армянской стороны.
— В чем вы видите компромисс? Ведь Армения отказывается менять свою конституцию, в которой имеются территориальные притязания к Азербайджану.
— Премьер-министр Армении Никол Пашинян в принципе согласен изменить конституцию, хотя это будет сложно для него. Однако согласие на изменение конституции дает население, поскольку это вопрос суверенитета страны. К тому же придется проводить референдум, а это не так просто.
— Есть ли у Армении реальные шансы на вступление в ЕС? В какие сроки и на каких условиях это может произойти?
— Я не думаю, что Армения войдет в Евросоюз в течение ближайших десяти-двадцати лет. Сложно прогнозировать то, что произойдет за это время и как изменится мир и регион за этот период. Полагаю, Армении наиболее целесообразнее развивать свою экономику, выстраивать отношения с региональными странами, нежели интегрироваться в ЕС. Скорее всего, в случае Армении есть смысл интегрироваться в разные сферы Евросоюза, а не ориентироваться полностью в эту организацию.