Армении срочно нужен новый покровитель Кто станет для Еревана источником надежд?
Как известно, немало армян восприняли очередную напряженность в отношениях между Ираном и Азербайджаном с воодушевлением – мол, так им, азербайджанцам и надо. Вовсю разошлись и армянские эксперты, усмотрев в этом отличный шанс «блеснуть» своей «компетентностью».
Вот и армянский иранист Гарик Мисакян тоже решил воспользоваться ситуацией, чтобы озарить армянских читателей своим сногсшибательным анализом. И Начал Мисакян с банальной мысли о том, что «значительную роль в усилении конфронтации между двумя соседними странами сыграло израильское и турецкое присутствие на территории Азербайджана».
Анализируя ситуацию, он вдруг вспомнил еще один нарратив о том, что Тегеран не скрывает своего раздражения из-за постоянных напоминаний Баку о Зангезурском коридоре. В общем, и тут армянский востоковед ничего нового не сообщил. Но и этого вполне достаточно, чтобы разжечь огонь надежды в сердцах армянской публики. Но иранист пошел дальше и отметил одну «немаловажную тенденцию в политике Ирана».
«После протестных акций и одновременных попыток Азербайджана в этом контексте разыграть этническую, тюркскую карту в Иране усилилось националистическое крыло, занимающее более бескомпромиссную позицию в отношении северного соседа. Параллельно в иранском политическом истеблишменте растет число сторонников союза с Арменией. В Тегеране все больше воспринимают Ереван как единственного союзника на Южном Кавказе. Причем важным компонентом этого сотрудничества считается военная сфера. К тому же Иран – единственная страна, открыто выступающая против Зангезурского коридора и готовая любыми средствами не допустить реализации такого плана», - спешит обнадежить своих соотечественников Мисакян.
После победы Азербайджана в Отечественной войне Тегеран на разных официальных уровнях неоднократно делал заявления по поводу Зангезурского коридора, повторяя, как мантру, тезис о «нерушимости территориальной целостности стран региона и неприкосновенности ирано-армянской границы». Однако дальше заявлений дело не пошло. Несмотря на свою порой слишком агрессивную риторику, в Иране сознают, что, в отличие от Еревана, официальному Баку не удастся навязать свою политику. Зато Армению клерикалы используют как хотят, в частности в качестве геополитической «прокладки» давления на Баку. Но стране, которая всегда была разменной монетой в руках региональных держав не привыкать. И Мисакян расценивает даже этот факт как позитивную возможность для армян.
«Для Армении это – безусловное окно возможностей, поскольку ее основной стратегический союзник – Россия сейчас занята СВО на Украине, и возникший вакуум в определенной мере мог бы заполнить Иран, тем более что в отношениях между Тегераном и Москвой в последние месяцы наблюдается беспрецедентное сближение. Углубление сотрудничества с Арменией служит одним из инструментов давления ИРИ на Азербайджан. Безусловно, при этом «гибридные» методы воздействия также никто не отменял. Иран будет опираться на этнический, религиозный и иные факторы для борьбы с Азербайджаном», - воодушевленно заявляет «знаток» Востока.
Между тем аналитические выкладки армянского ираниста рассчитаны исключительно для удовлетворения внутреннего эго реваншистов и ничего общего с реальным положением дел не имеет. К тому же Азербайджан, хоть и проявляет терпимость к явно враждебным выпадам иранских СМИ и различных так называемых религиозных и политических деятелей, но всегда в курсе даже мелочей, предпринимаемых Тегераном. Совсем недавно спецслужбы Азербайджана разоблачили действующую в стране сеть из местных граждан, выполнявших специальные задания иранских силовых центров. Кроме этого, спецслужбы Азербайджана и Грузии провели совместную операцию по разоблачению иранской сети в Грузии и пресекли провокационную деятельность иранских спецслужб среди азербайджанцев, проживающих в этой стране.
В вопросе Зангезурского коридора Баку также не собирается отступать от своей позиции, несмотря на давление ИРИ. Этот вопрос уже внесен в официальные документы международных организаций. Иными словами, Иран получил обратные результаты: деструктивная политика привела к тому, что Иран не заработал на конфронтации с Азербайджаном ничего, кроме громких аплодисментов армянской стороны.
А Мисакяну следовало бы провести более тщательный анализ внутренней политики Ирана, так как происходящие там события ничего хорошего иранскому режиму не сулят, а значит - Армении придется искать себе нового покровителя и источник надежд.