«Армянская церковь выражает интересы «партии войны» Экспертные мнения на Caliber.Az
Католикос всех армян Гарегин II по случаю Дня независимости Армении вновь озвучил территориальные претензии к Азербайджану. «арцах оккупирован, дети арцаха насильственно перемещены, и мир на границах Армении нестабилен. Мы снова сталкиваемся с проблемами безопасности и новыми угрозами. Для укрепления нашего государства, противостояния внешним и внутренним вызовам крайне важно быть едиными, чтобы заново открыть путь к славным победам и успехам», – говорится в послании Гарегина II.
Как видим, Эчмиадзин по-прежнему считает часть Азербайджана собственностью армянского государства. А что думают по этому поводу зарубежные политологи? Как они оценивают аппетиты армянского духовенства и его призывы к «новым победам»?
Так, по мнению белорусского политолога, кандидата политических наук Светланы Корниеченко, обращение армянского католикоса показывает, что он и армянская церковь существуют в какой-то иной реальности, в очевидном прошлом, отстоящем от настоящего как минимум на несколько лет. В беседе с Caliber.Az она заметила, что такое выступление может вызвать политическое и общественное напряжение в стране.
«Послание Гарегина II показывает, что он никак не соотносит свои высказывания с политической действительностью Армении, с заявлениями премьер-министра Пашиняна, который признал Карабахский регион частью Азербайджана и призвал не возвращаться к этой теме. То есть в умах армянского духовенства Карабах – это армянская земля. Более того, мы видим, что католикос употребляет слово «оккупация», что вызывает еще большее недоумение. Спрашивается, не Армения ли оккупировала эту территорию Азербайджана около тридцати лет назад и удерживала ее под своим контролем?
По всему остальному тексту заявления можно сделать вывод, что в армянском государстве действительно царит полная разобщенность между официальной властью, общественными и религиозными институтами. Каждый говорит, что ему вздумается. Если внимательно посмотреть на текст обращения, может показаться, что католикос вообще грозит Азербайджану новой войной, слишком много в нем откровенных призывов, в частности к некой победе, к возвращению этих самых «детей арцаха» – последний вывод как бы вытекает из этого обращения. Известно, что как минимум на формальном уровне между властями Армении и армянской церковью существуют серьезные проблемы в диалоге, однако, по всей видимости, правительству страны следует заняться координацией своей позиции с позицией армянского духовенства, потому что такой диссонанс может стать предпосылкой к гражданскому расслоению армянского общества, острому столкновению различных точек зрения и сил. Не говоря уже о вероятных политических осложнениях со своим соседом – Азербайджаном», – подчеркнула Корниеченко.
В то же время, как считает казахстанский политолог Азат Ахметов, в первую очередь поражает то, насколько непримирима и даже агрессивна позиция армянского католикоса.
«Настораживающим фактором лично для меня является то, что духовный, религиозный лидер страны совсем не призывает к миру, как должен поступать по сути любой христианский священник, он больше призывает к войне. Подобные заявления можно расценить и как некий токсичный месседж, направленный армянским религиозным лидером как вовне, так и к своим внутренним оппонентам. В частности, к армянскому премьеру Пашиняну. Потому что это заявление в очень многих моментах противоречит тому, что говорит Пашинян, и, возможно, армянскому руководству придется объясняться за сказанное Гарегином II. На первый взгляд, духовный, религиозный лидер не несет прямой ответственности за сказанное в полном смысле слова, потому что не является официальной политической фигурой, однако это лишь на первый взгляд. И мы это прекрасно понимаем. Образ армянского священника с оружием в руках не раз коробил взгляд и вызывал противоречивые чувства у представителей различных государств и народов, особенно знакомых с карабахской проблемой.
На данном этапе остается ощущение, что взгляды армянской церкви совершенно не меняются – она не проповедует истинные христианские ценности, а скорее выражает интересы «партии войны», целям которой по-прежнему привержена определенная часть армянского общества, политических партий и даже руководства Армении», - сказал А. Ахметов.