Ближний Восток в треугольнике Израиль-Россия-Иран Обзор Шерешевского
Охлаждение отношений Израиля с Россией пока не является фатальным или принципиально необратимым. Но оно имеет глубокие причины и способно повлиять на глобальные процессы.
Нынешнее ухудшение вызвано тем, что России важно противостоять США, и атаковать Запад идеологически. Американская поддержка Израиля не приносит Западу выгоды в странах глобального Юга, особенно на Ближнем Востоке. Россия это понимает и пользуется этим. Ближний Восток настроен в целом пропалестински, и Москва хотела бы увеличить там свое влияние. Тем не менее холодок между Россией и Израилем не стал пока еще фатальным и необратимым.
Правительство Беньямина Нетаньяху тесно связано с Кремлем. В основе этой связи лежит широкое соглашение по Сирии и Украине. Его можно сформулировать приблизительно так: «Мы, Израиль, бомбим иранцев и «Хезболлу», наших главных врагов; мы не позволяем Ирану, нашему главному геополитическому сопернику, превратить Сирию в свою военную базу; cо своей стороны, вы, россияне, не стреляете по нам из своих ПВО С-400, размещенных в Сирии. Мы, израильтяне, не атакуем ваши позиции в Сирии, не поставляем высокоточное летальное оружие для ВСУ и, кроме того, помогаем некоторым очень богатым и влиятельным россиянам решать проблемы со здоровьем с помощью высокоразвитой израильской медицины». Кроме того, стороны делали другие шаги навстречу друг другу, вроде важного для Кремля визита Нетаньяху в Москву 9 мая 2018 года.
Сейчас происходит охлаждение, но все же Израиль пока остается партнером России. Может ли ситуация измениться? Да, если Израиль в ходе нынешней большой войны войдет в Сирию. В этом случае он вступит в прямое столкновение с российскими интересами, поскольку в Сирии стоят войска РФ - Москва поддерживает режим президента Башара Асада.
Одновременно в Сирии находятся базы «Хезболлы» и Ирана. «Хезболла», ХАМАС, Асад - все это сеть союзников Тегерана. Когда Израиль воюет в Секторе Газа с ХАМАС, он ведет опосредованную войну с Ираном. Со своей стороны, «Хезболла», союзник ХАМАС и Ирана, ведет обстрелы Израиля с ливанской территории. Израиль отвечает ей, обстреливая Ливан. ВВС Израиля атакуют сирийские аэропорты, чтобы предотвратить переброску боевиков и иранского оружия «Хезболле». Все это может перерасти в полномасштабную войну Израиля и с ливанской «Хезболлой», и с правительством Асада в Сирии, и, в конечном счете, с самим Ираном, если стороны начнут обмениваться ракетными ударами. И это может означать развитие прямого конфликта между Израилем и Россией.
В любом случае, дальнейшее расширение конфликта Израиля с Ираном, - государством, которое стоит за «Хезболлой» и ХАМАС, и одновременно является военно-политическим союзником Москвы, может усилить охлаждение между Россией и Израилем.
Другой фактор, способный повлиять на отношения России и Израиля, носит долгосрочный стратегический характер. Речь о сближении между Москвой и Тегераном: постепенно формируется полноценный российско-иранский военно-политический и экономический блок. Это не такой простой и линейный процесс, как может кому-то показаться. Существует масса сложностей, включая взаимное недоверие руководства России и Ирана, обусловленное историей и геополитикой обеих стран, чьи интересы неоднократно сталкивались в прошлом. Что еще более важно, так это разнонаправленные экономические интересы. Обе страны являются по своему профилю экспортерами нефти и нуждаются в промышленном оборудовании и в продукции технологического сектора (хотя и Россия, и Иран имеют собственную сильную промышленность). Обе страны, будучи экспортерами нефти, конкурируют между собой на китайском рынке. Российский бизнес неуютно чувствует себя в Иране, стране, где без прочных связей с элитой КСИР никакие крупные проекты невозможны из-за чудовищной коррупции и массы бюрократических правил, опутывающих рынок, а иранцы очень медленно и не всегда удачно пытаются выходить на российские рынки, где их поджидает множество сюрпризов.
Тем не менее товарооборот Москвы и Тегерана растет: по итогам 2022 года он составил $4,9 млрд - на 20% больше, чем в 2021 году. Страны могут обмениваться военным оборудованием и технологиями. Иран признал поставки России беспилотников-камикадзе до 24 февраля 2022 г (хотя Россия не признает наличие таких поставок), в то время как Москва готова предоставить Ирану новейшие российские самолеты Су-35, эффективно показавшие себя в Украине.
По мере укрепления политических и военных связей Москвы с Тегераном, обусловленных их общим противостоянием Америке, неизбежно охлаждение связей России с Израилем - главным врагом Ирана. Этот фактор определяет отношения между странами в стратегической перспективе. То есть, в будущем израильско-российские отношения с высокой вероятностью будут ухудшаться.
Россия и Израиль пока держатся за свои договоренности по Сирии. Возможно, это связано с тем, что они опасаются непредсказуемой и опасной обоюдной эскалации в Сирии. Если охлаждение станет необратимым и фатальным, то это сильно повлияет на международные отношения. Например, параллельно с поставками российского оружия в Иран может прийти поток высокоточного израильского оружия в Украину - дальнобойные противотанковые ракетные системы «Спайк», дроны-камикадзе «Хароп», крылатые ракеты и т.д. Но сегодня пока нет условий для подобного развития ситуации.