Что привез Либби в Азербайджан - разрядку или дальнейшее охлаждение? Цукерман и Уолш на Caliber.Az
Новый посол США в Азербайджане Марк Либби поздно вечером 2 декабря прибыл в Баку. Он ограничился кратким заявлением для прессы на азербайджанском языке, заявив, что очень рад прибыть в Азербайджан.
«Я с нетерпением жду возможности вручить свои верительные грамоты и начать работу для развития американо-азербайджанских отношений, достижения устойчивого мира в регионе. Я также хочу лучше узнать вашу прекрасную страну. Спасибо за добрый прием», - сказал Марк Либби.
Прибытие нового американского посла совпало с периодом весьма значительного охлаждения отношений между двумя странами. 15 ноября на слушаниях в Конгрессе США помощник госсекретаря О´Брайен заявил, что Вашингтон прекращает контакты с Баку до заключения мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией. В ответ Баку обвинил США в проведении антиазербайджанской деятельности через USAID и другие донорские организации. Правда, вслед за тем был звонок госсекретаря США Блинкена президенту Алиеву, однако напряженность остается и чувствуется явно.
Место посла США в Баку долгое время оставалось вакантным. Тем интереснее, в каких условиях придется работать Либби? Сумеет ли этот дипломат предпринять какие-то усилия для реального сброса напряжения между Баку и Вашингтоном? Какие инструкции на сей счет он мог получить перед отъездом в страну пребывания?
Своим мнением об этой ситуации поделились с Caliber.Аz иностранные политологи.
Американский аналитик, эксперт в области геополитики и безопасности, главный редактор издания The Washington Outsider Ирина Цукерман говорит, что одной из причин задержки посла Марка Либби с прибытием в Азербайджан является все более поляризованный и обширный процесс выдвижения и утверждения кандидатур на дипломатическую и военную службу, который часто включает в себя притормаживание кандидатур, поскольку Сенат борется с исполнительной властью по вопросам внешней политики, а также более высокий приоритет отдается урегулированию немедленных кризисов, а не дипломатическим назначениям.
«Будучи новым лицом в Баку, Либби имеет преимущество - его не обязательно связывают и обременяют прошлые ошибки на Южном Кавказе. И поэтому, хотя от него будут ждать, что он отреагирует на продолжающиеся дипломатические неудачи, Либби не обвинят в ряде недавних событий, которые оставили отпечаток на отношениях Баку-Вашингтон. Несмотря на то, что Либби назначен администрацией Байдена, он является кадровым дипломатом с военной академической подготовкой в Национальном военном колледже и обширным опытом работы в Европе и на Ближнем Востоке. Посол, вероятно, будет хорошо разбираться в приоритетах, таких как энергетика и проблемы безопасности Азербайджана, при этом он знаком с политическим климатом в Брюсселе и имеет опыт решения различных противоречий в Европе», - рассказала эксперт.
Имея такой опыт, Либби может быть хорошо подготовлен к тому, чтобы понимать нюансы политического и социального климата и проблем безопасности внутри Азербайджана и объяснять их на основе непосредственного опыта своему начальству в Госдепартаменте и другим членам правительства США, полагает Цукерман.
«Тем не менее, в конце концов, посол несет ответственность за процесс принятия решений в Вашингтоне, поэтому, если его не отправят на мероприятия в Карабахе или не позволят участвовать в конкретных дискуссиях и визитах, его влияние и опыт по этим вопросам будут соответственно ограничены. Более того, хотя Либби может привести доводы в пользу улучшения отношений после подробных брифингов в Баку, могут возникнуть серьезные проблемы, такие как более прямое давление со стороны лоббистских групп в Вашингтоне, которые все еще могут требовать дальнейшего вмешательства на высоком уровне.
Однако на данный момент кажется, что Государственный департамент заинтересован в открытой и откровенной дискуссии для решения всех проблем, поэтому, скорее всего, Либби уполномочен и проинструктирован взаимодействовать и внимательно выслушивать мнения в Баку, и начать с как можно большего изучения текущих политических противоречий. Ожидается, что первоначально Либби будет работать в режиме изучения обстановки и, вероятно, будет более вовлечен в конкретные дела, как только лучше поймет ситуацию, поэтому важно использовать эту возможность, чтобы предоставить ему доступ к любой соответствующей информации, и раскрыть соответствующие факты, которые можно было бы использовать для объективного и точного определения более эффективной политики США на Южном Кавказе», - отметила Цукерман.
Ирландский политолог и историк Патрик Уолш заявил, что дипломатический спад в отношениях между Вашингтоном и Баку, судя по всему, был вызван завершением освобождения Карабаха азербайджанскими вооруженными силами в сентябре.
«В некотором смысле это кажется необъяснимым, поскольку, по сути, это просто означало полную реализацию международного права и преодоление ситуации, которую США никогда не поддерживали, рассматривая ее как российскую конструкцию и инструмент. Однако США, похоже, были против проведения самой операции, попытавшись предотвратить ее в телефонном разговоре Энтони Блинкена с президентом Азербайджана. Это раздражение, похоже, было вызвано идеологическими разногласиями, которые стали более выраженными после того, как Ереван повернулся в сторону Запада. Поэтому Вашингтон, в частности, Саманта Пауэр начали пропагандистскую кампанию против Баку. С окончанием конфликта в Карабахе разразился геополитический конфликт, и очевидно, что США были убеждены, что на сочинской встрече президентов Эрдогана и Путина, которые не являются самыми популярными лидерами в Вашингтоне, была согласована азербайджанская военная операция в Карабахе», - рассказал Уолш.
По его мнению, в настоящее время США находятся под огромным давлением из-за событий в секторе Газа.
«Их дипломатия стала хрупкой и нестабильной. Точно так же, как Россия отвлеклась на Украину, США пострадали от Газы из-за поддержки Израиля. Возможно, это тот случай, когда события утихнут и будет достигнут некоторый прогресс в мирных переговорах между Арменией и Азербайджаном, прежде чем отношения Вашингтона и Баку вернутся в норму», - допускает Уолш.