Декларация незрелости Пашинян вновь «защитил» конституцию
Премьер-министр Армении Никол Пашинян вновь отметился заявлением по Конституции Армении, точнее, на предмет содержания в ней территориальных претензий к соседям. «В своем решении от 26 сентября Конституционный суд Армении отметил, что ссылка на Декларацию независимости в преамбуле Конституции относится исключительно к тем положениям декларации, которые закреплены в статьях Конституции», – написал он в своем аккаунте в социальной сети «Х».
То есть Пашинян вновь заявил, что никаких проблем с конституцией у Армении нет, что одновременно означает, что никаких подвижек по этому пункту мирного процесса тоже нет. Да и вряд ли таковая может быть, учитывая, что все помыслы Пашиняна и его команды заняты предстоящими в 2026 году парламентскими выборами. Чтобы сохранить за своей партией большинство в парламенте и самому остаться в кресле премьера, Пашинян будет избегать любых резких решений, которые могут быть восприняты в армянском обществе как «уступка» Азербайджану. Недаром представителями его команды было объявлено о том, что вопрос о конституционной реформе будет поставлен на референдум в 2027 году, то есть после выборов. При этом сам Пашинян поспешил тогда заявить, что вопрос изъятия ссылки на Декларацию независимости рассматриваться на референдуме не будет. Вместе с тем можно допустить вероятность, что новый проект конституции все-таки «одним махом» избавится от всего груза проблемных мест, включая претензии к соседям.
Но есть ли у сторон время ждать до 2027 года? У Азербайджана однозначно есть – мы ждали победы почти тридцать лет, можем подождать еще полтора или два года. Нам важнее не подписанная бумага, а конкретные шаги Армении, доказывающие, что у нее нет агрессивных настроений в отношении Азербайджана. А вот с этим уже большая проблема. Армения активно вооружается с помощью Запада и сохраняет проблемные места в конституции. Движение по кругу.
Теперь зададимся вопросом: есть ли у Армении время ждать мира до 2027 года? Может показаться, что ответ на этот вопрос положительный. Армения неплохо устроилась экономически за счет реэкспорта подсанкционных товаров в Россию. Но как долго это будет продолжаться? С одной стороны, война в Украине может быть скоро остановлена. А с другой стороны, если она не будет остановлена, и наоборот, напряженность только возрастет, в какой-то момент западные кураторы могут перестать закрывать глаза на услуги Еревана Москве и настоятельно призвать его присоединиться к санкциям. В этом вопросе нет определенности, и это не может не беспокоить Ереван. Ему нужно открытие коммуникаций для вовлечения в региональные торгово-транспортные проекты. Сделать это быстро и недорого можно только через Азербайджан.
Таким образом, перед Пашиняном стоят две задачи: подписать мир с открытием коммуникаций и представить этот мир своему электорату как своеобразную «победу» над Азербайджаном, то есть без обязательства изменить основной закон.
Не с этим ли связаны попытки Вашингтона срочным образом убедить Баку подписать мир в усеченном виде, без упоминания необходимости изменения Конституции Армении, фактически на жульнических условиях Армении? Последняя такая попытка была предпринята Блинкеном на прошлой неделе на Мальте в рамках 31-го заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Баку вежливо, но твердо отказался.
Итак, идея подписать усеченный мир провалилась. Однако задача выиграть выборы осталась. Отсюда и повторяемый тезис Пашиняна о том, что с конституцией все в порядке. Впрочем, армянский премьер не оставляет попыток тихой сапой, как ему кажется, «доказать» Баку, что решение Конституционного суда РА якобы отвечает требованиям Азербайджана.
Мы не будем внедряться в хитросплетения армянской юриспруденции. Предположим, что в странах с устоявшейся судебной системой это решение и сопровождалось бы гарантией безусловного применения. Но даже и здесь нужно сделать поправку. Наличие в конституции какой-либо страны ссылки на документ, оспаривающий территориальную целостность другой страны, носит настолько ярко символический характер, что становится элементом политики, независимо от того, как на это смотрит Конституционный суд. Соответственно, вопрос изъятия этой статьи из Конституции Армении — это не только вопрос юриспруденции, но еще и доброй воли. Мы не хотим оставлять вопрос претензий на усмотрение армянской юстиции, мы хотим видеть документ о том, что претензий к Азербайджану у армянской стороны нет в помине.
Это очень простая мысль. Пашинян делает вид, что не понимает ее. Вопрос — сколько времени есть у него, чтобы, наконец, перестать играть в эту игру?