Двуликий Ереван Дружить с Россией и против России
Встреча армянского премьера Никола Пашиняна с президентом РФ в Сочи, куда он прибыл по приглашению Владимира Путина, судя по скудной информации в СМИ, формально носила рабочий характер. Предварительно сообщалось лишь о том, что на ней планировалось обсудить вопросы двусторонней и региональной повестки, а также ситуацию в зоне ответственности российских миротворцев в Карабахском регионе Азербайджана. Вместе с тем, учитывая нынешнюю напряженность в армяно-российских отношениях, можно предположить, что помимо прочего, Пашиняну пришлось объясниться по целому ряду неудобных вопросов.
В частности, за последнее время в адрес России, ближайшего союзника Армении, разного статуса деятели этой страны озвучивали достаточно дерзкие заявления. Москва тоже в долгу не оставалась, отвечая жестко и категорично.
В настоящее время Россия уже на официальном уровне, посредством своего МИДа, недвусмысленно выражает свое недовольство повышенным вниманием Еревана к США и ЕС, то есть тем, что Армения уже открыто пытается ориентироваться на Запад, присматривая себе нового сюзерена. Но Москву это не устраивает, и она требует определиться – хочешь оставаться форпостом с соответствующими привилегиями, оставайся на прежнем внешнеполитическом курсе. То есть с Москвой. Это во-первых.
А во-вторых, Кремль пытается внушить Западу, что именно Россия является основным модератором на армяно-азербайджанских переговорах и что нормализация отношений между Баку и Ереваном может быть достигнута только на основании подписанного в 2020 году Трехстороннего заявления. То есть исключительно на российском треке. Москва в курсе, что именно Армения отказывается выполнять эти договоренности, потому-то Пашиняну и пришлось в Сочи в очередной раз приводить избитый аргумент, что это, мол, Азербайджан якобы уклоняется от следования договоренностям, а пример тому «ситуация в Лачинском коридоре» и «блокада карабахских армян». В этом же ключе Пашинян предложил Путину обсудить ситуацию в зоне временной ответственности миротворцев в Карабахе.
Не вызывает сомнений, что армянскому премьеру пришлось оправдываться и за недавние нелестные высказывания в адрес Москвы секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна в эфире Общественного телевидения. Впоследствии МИД РФ назвал их провокационным выпадом. Григорян, как известно, заявил, что после разблокировки экономических и транспортных связей с Азербайджаном Армения не собирается предоставлять РФ контрольные функции на пограничных и таможенных пунктах при въезде-выезде в Зангезурский коридор. На что Москва устами официального представителя своего внешнеполитического ведомства Захаровой одернула армянского деятеля, указав, что вопрос предметно прорабатывается вице-премьерами АР, РА и РФ, а значит находится не в его личной, секретаря Совбеза РА Григоряна, компетенции, а поручен соответствующим лицам. То есть теоретически Москва закрыла этот вопрос, хотя не исключено, что более детально он все же обсуждался в Сочи.
И еще один немаловажный нюанс. Если раньше Москва достаточно сдержанно реагировала на периодически раздающиеся из Армении заявления антироссийского толка, то сейчас, видимо, чаша ее терпения переполнилась, и Еревану грозит окончательная утрата расположения своего единственного все еще союзника. Всю зыбкость сложившейся для Армении ситуации ее премьер скорее всего сознает, хотя и продолжает лебезить как на встречах с западными деятелями, так и с российским руководством. То есть понимая опасность ситуации, продолжает двойную игру, выслуживаясь то перед одним, то перед другим.
К слову, наглядным примером двойственной политики Пашиняна стало сначала его присутствие 9 мая на параде в Москве, а вслед за тем участие в европейском саммите в Кишиневе. То есть Пашинян, с одной стороны, примеряет на себя роль прозападника-демократа, а с другой – не оставляет образ приверженца российских интересов. Идентичное поведение демонстрируют и другие официальные лица Армении: отправляясь в США и ЕС, они заученно ругают политику РФ, а потом мчатся в Москву и столь же рьяно заверяют ее в готовности действовать исключительно в ее интересах и по ее указке.
Учитывая столь противоположные ипостаси армянской власти, визит Пашиняна в РФ можно рассматривать как очередную лицемерную попытку выказать свою лояльность Кремлю, а все «недоработки», как всегда, свалить на Баку. Не исключено, что в Сочи Пашиняну объяснили, к каким последствиям могут привести грезы, связанные с выходом Армении из ОДКБ и ЕАЭС, стремление проложить маршрут на Запад, да и негативные высказывания в адрес Москвы лиц, входящих в ближайшее окружение армянского премьера. Но едва ли в Ереване сделают должные выводы и пересмотрят двойственные ориентиры. В случае Армении, увы не только не работают законы и нормы международного права, что показали почти 30 лет оккупации азербайджанских территорий, но и отсутствует понятие о кодексе государственной, да и просто человеческой морали.