Единый Запад? Нет больше такого понятия! Три экспертных мнения на Caliber.Az
На днях Euronews сообщил о громком заявлении Урсулы фон дер Ляйен: «Запад, каким мы его знали, больше не существует». На фоне стремительно ухудшающихся отношений с США при администрации Дональда Трампа Европа вынуждена искать других союзников и партнеров.
После введения Трампом масштабных пошлин, которые Брюссель назвал «неоправданными и вредными», председатель Еврокомиссии провела телефонные переговоры с представителями Норвегии, Исландии, Канады, Новой Зеландии, Сингапура и ОАЭ. Фон дер Ляйен также побеседовала с китайским премьером Ли Цяном, что породило предположения о скорой оттепели в отношениях между ЕС и КНР после многих лет напряжённости.
«Мир превратился в глобус, и в геополитическом плане сегодня наши сети дружбы охватывают весь земной шар, как вы можете видеть в дебатах о пошлинах», — сказала фон дер Ляйен в интервью немецкой газете Die Zeit.
«Сейчас я могу вести эти разговоры 24 часа в сутки. Все просят о расширении торговли с Европой, и речь идет не только об экономических связях. Речь также идет об установлении общих правил и о предсказуемости. Европа известна своей предсказуемостью и надёжностью, которые снова начинают восприниматься как нечто очень ценное», — добавила она.
Назвав себя «большим другом» Америки и «убеждённой атлантисткой», фон дер Ляйен подчеркнула, что давние связи между странами по обе стороны Атлантики по-прежнему нерушимы, несмотря на сейсмические изменения, вызванные Дональдом Трампом, включая его «разрушительную торговую политику, презрение к многосторонней системе, угрозы аннексии и резкий поворот в сторону России, что оттолкнуло традиционных союзников Вашингтона».
На что надеется «большой друг Америки», допуская подобные оценки в адрес её президента в публичном поле? Не вносит ли она тем самым ещё больший вклад в возможный разрыв связей ЕС с США лично со своей стороны? Фон дер Ляйен — сегодня одно из первых лиц Евросоюза. К каким результатам могут привести её слова? Не поставят ли они европейское объединение в ещё более сложное положение?
Своим мнением с Caliber.Az поделились известные зарубежные эксперты.
Профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси (США) Андрей Коробков отметил, что никаких особых альтернатив США у Европы нет, и они это прекрасно понимают.
«В результате действий американской администрации в течение последних трёх лет Европа оказалась ещё более зависимой как от американских энергоносителей, так и в целом от взаимной торговли.
Надо учитывать, что зависимость США от экспорта гораздо меньше, чем у европейцев. Скажем, для США доля экспорта в их ВВП составляет порядка 11%. А для многих европейцев она превышает 40%. И если говорить, например, о Нидерландах — это 85%.
Поднимая тарифы и угрожая тарифными войнами, Трамп наносит очень сильный удар по европейцам. И этот удар оказывается гораздо сильнее, чем удар по американской экономике.
Поэтому европейцам придётся идти на уступки как в одностороннем порядке, так и через структуры Евросоюза. Они это знают. Динамика последних трёх лет показала — каковы бы ни были окончательные результаты войны в Украине, для Европы это становится определённой экономической катастрофой. Её зависимость от США резко возросла. Причём как в структуре безопасности, так и в экономической области», — подчеркнул профессор.
Значительные рынки, в том числе российский, потеряны, и свобода манёвра резко ослабла, говорит он.
«Трамп сейчас ведёт линию не только на поднятие тарифов, но и на жёсткую увязку. Любой режим наибольшего благоприятствования в торговле будет завязан на отказ от широких связей с Китаем. То есть обрубаются теперь уже не только связи с РФ, которые были важны прежде всего в ресурсном плане (хотя это также значительный рынок сбыта европейских товаров, по крайней мере был раньше), но и с Китаем.
Поэтому европейская ситуация оказывается сейчас ещё более сложной, учитывая общую динамику рынка — экономическую, военную и политическую.
Для европейцев всё это осложняет внутриконтинентальные проблемы, связанные с быстрым ростом правых партий, которые, в частности, выступают за ослабление власти европейской бюрократии и возврат к такому абсолютному пониманию национального суверенитета», — сказал Коробков.
Американский политический обозреватель Джон Вароли отмечает, что он в абсолютном шоке от состояния нынешней геополитической экспертизы, потому что многие эксперты не понимают, что происходит.
«Начнём с того, что была только одна страна в течение последних 110 лет, которая хотела полностью доминировать, контролировать Европу. Это Германия. Первая мировая война, Вторая мировая война, потом Евросоюз (это, в общем, немецкий проект).
Сейчас мы видим, как Евросоюз реально превращается в какой-то четвёртый рейх. Налицо продолжение амбиций немецкой империи, немецких олигархов. Их амбиции состоят в том, чтобы завладеть и полностью контролировать Европу. Уничтожить славян и покорить Россию.
И это их, между прочим, уже тысячелетняя война. Пожалуйста, взгляните на историю. Германские народы ведут войну против славян уже больше тысячи лет. У них это называется «Drang nach Osten» («натиск на Восток»). Это немецкий термин. Я не понимаю, почему никто об этом не говорит. Это очень странно. Сейчас у них есть план по созданию четвёртого рейха.
Кто такая госпожа фон дер Ляйен? Это немка, и сегодня она та самая «императрица». А кто она была до этого? Она была абсолютно никем, и вдруг заняла самое влиятельное положение в Евросоюзе», — указывает аналитик.
А всё потому, говорит он, что за ней стоят очень влиятельные, мощные, богатые олигархи.
«Второй момент заключается в том, что идёт война внутри западных элит. Война между либералами-глобалистами и теми, кто хотят национального суверенитета. А это Трамп и другие консерваторы.
У Дональда Трампа несколько иной подход. Он тоже хочет увидеть великую американскую империю. Но он не хочет сотрудничать с европейцами на равных. В мировоззрении Трампа есть вассалы и враги. Европа должна быть вассалом.
Мы прекрасно понимаем, что почти все главы европейских государств — глобалисты, и они поддерживали Байдена. Они сотрудничают с Демократической партией, которая, в общем, самый злейший враг Трампа. Американский президент сейчас ведёт борьбу против либералов и дома (это против Демпартии), и за границей, в Европе. Это, в общем, то, что происходит сегодня.
В глобальном масштабе это разные группировки, которые борются за власть, деньги, территории. Не хотят делиться, не могут договориться между собой. Вот говорят — Запад то, Запад сё, а что такое Запад? Это просто две разные группировки, которые хотят всё себе — власть, деньги и территорию. У них просто разные взгляды, видения. Одни — либеральные глобалисты, другие — консерваторы, которые настаивают на принципах территориального и национального суверенитета. С этим и связаны сегодняшние противоречия с ЕС», — полагает Вароли.
Политолог Эндрю Корыбко (США) заявил, что фон дер Ляйен неуклюже пытается донести мысль о том, что трансатлантические отношения уже не те, что были раньше, по крайней мере, с точки зрения того, как они воспринимались на уровне элиты.
«Европейские лидеры воображали, что они равны США, хотя в действительности это никогда не было так, поскольку США всегда считали их младшими партнёрами. Ложные представления о солидарности были подтверждены во время администрации Байдена, но администрация Трампа развеяла эти иллюзии раз и навсегда.
Трамп уже решил относиться к европейцам как к младшим партнёрам, которыми они всегда были для США. Это был сигнал о его намерении сократить военное присутствие США в Европе и торговой войне, которую он сейчас ведёт против ЕС. На него вряд ли повлияет то, что скажет глава Еврокомиссии или любой другой чиновник.
Жребий брошен, и реальность трансатлантических отношений, в которых ЕС всегда был младшим партнёром США, либо будет формализована, либо ЕС будет сопротивляться.
Фон дер Ляйен вряд ли окажет какое-либо влияние на события в любом случае. В лучшем случае Трамп упомянет их на пресс-конференции или в твите, но ничего более существенного не ожидается. В конце концов, именно он напомнил всем о реальности трансатлантических отношений, в которых ЕС всегда был младшим партнёром США. В отличие от Байдена, который продолжал притворяться, что они равны», — отметил эксперт.
По его словам, Трамп считает, что ЕС нуждается в США больше, чем наоборот, и это парадигма, в которой он формулирует политику.
«ЕС уже находится в сложном положении после того, как все эти десятилетия добровольно оставался в значительной степени зависимым от США в плане своей безопасности, вместо того чтобы взять на себя больше ответственности в этом отношении.
Лидеры пренебрегли этим, поскольку предпочли инвестировать в социальные программы, которые повысили их популярность, а не в военные. Они также не диверсифицировали свои торговые связи в более подходящее время и поэтому сейчас очень уязвимы в условиях торговой войны Трампа. То, что происходит сейчас, стало для них давно назревшим пробуждением», — предрёк Корыбко.