«Ереван использует ОДКБ для политического торга с Москвой» Экспертные мнения на Caliber.Az
Есть мнение, что Россия пытается уговорить Армению продолжить сотрудничество с ОДКБ. Москва уважает самостоятельный курс Армении, заявил помощник российского президента Юрий Ушаков. В то же время он напомнил, что республика остается членом ОДКБ, поэтому для нее «открыты двери» всех проводимых организацией мероприятий. «Двери для физического возврата Армении к работе в ОДКБ открыты, и мы надеемся, что все-таки армянские представители рано или поздно возобновят свое сотрудничество в рамках этой организации», — заявил помощник президента, которого цитирует ТАСС.
Ушаков заверил, что Россия не ставит под сомнение право Армении самостоятельно определять свой курс. Он уточнил, что страна остается полноправным членом ОДКБ, и за ней сохраняются «все соответствующие права и обязанности».
«ОДКБ не должна была воевать за Ереван в Карабахе, в этом случае не было внешней агрессии против Армении», — заявил 28 ноября в Астане президент России Владимир Путин, сообщает ТАСС.
Президент РФ также допустил, что Армения вернется к полноформатной работе в ОДКБ. Он отметил, что Армения пока не заявляла о выходе из ОДКБ и поддерживает все документы саммита организации.
«Я думаю, что нынешняя ситуация между Арменией и ОДКБ скорее всего продиктована ее внутриполитической ситуацией», – сказал он.
Прошло уже больше года как Армения открыто заявляет о заморозке своего членства в данном военном блоке. Но Москва, судя по всему, не хотела бы ее окончательного выхода из этой организации. Интересно, каковы тут причины? Есть опасения за дальнейшую целостность ОДКБ, если ее покинет Ереван?
На эти вопросы Caliber.Az ответили представители стран-членов ОДКБ.
Казахстанский политический аналитик Казбек Бейсебаев отмечает, что для Москвы ОДКБ имеет геополитическое и геостратегическое значение.
«Через ОДКБ она продолжает сохранять контроль за своими ближайшими соседями. Для других членов эта организация имеет больше практическое значение. В регионе Центральной Азии имеется угроза терроризма. Поэтому для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ является органом для борьбы с потенциальным терроризмом», - объяснил эксперт.
Что же касается Армении, говорит он, то она граничит со странами, с которыми, скажем так, имеет не очень хорошие отношения.
«В плане религии почти все соседи тоже отличаются. Единственной страной, которая может служить гарантом Армении (в ее истории такое уже было), является Россия. Поэтому Ереван может заявлять о выходе из ОДКБ, но, на мой взгляд, это всего лишь такие громкие слова о прекращении членства в ОДКБ. В плане безопасности Европа, Франция или США слишком отдалены от Армении, им будет сложно оказать ей быструю помощь. К тому же, у них сложные отношения с некоторыми соседями Армении.
Я думаю, все эти факторы в Ереване прекрасно понимают и все разговоры о выходе из ОДКБ так и останутся заявлениями», - уверен Бейсебаев.
Российский политолог, эксперт Каспийского института стратегических исследований Александр Караваев отметил в свою очередь, что где-то с середины 2010-х ОДКБ фактически распадается на три сегмента.
«Ну, в какой-то степени можно даже сказать три оперативных командования, так сказать, которые погружены в свою проблематику безопасности. То есть, это не означает, что ОДКБ раскалывается внутри, просто это такая специфическая организация, не стандартная с точки зрения жестких военных блоков ХХ века, наследником которого является всем известная НАТО, где как бы более-менее жесткая дисциплина, есть четкая субординация, множество гражданских и военных программ. И НАТО вроде как выступает эталоном системы коллективной безопасности развитого западного мира», - привел сравнение эксперт.
По его словам, ОДКБ в этом смысле организация специфическая, которая не является ни в коей мере наследницей Варшавского договора.
«И это не антагонист НАТО. Она создана специально для вопросов безопасности исключительно постсоветского региона, да и то с самого начала очевидно, что не всего, не всех стран бывшего Советского Союза. Это первый момент.
Второй, если говорить по существу, ОДКБ как организация не предполагает многие из направлений развития, они сейчас не реализованы как действительно полноценные линии взаимодействия. Она как бы сделана на вырост, и не предполагает никаких жестких привязок к обязательным военным программам коллективной организации, коллективного взаимодействия. То есть, по существу эта форма коллективного контроля на постсоветском пространстве и коллективного взаимодействия является прибавкой к двустороннему взаимодействию каждой страны-участницы ОДКБ с Россией.
Таким образом, ОДКБ является коллективной надстройкой над системой взаимодействия стран-участниц с Россией непосредственно на двухсторонней основе. В этом и раскрывается сущность этой структуры. То есть, это никоим образом не противовес НАТО и даже не структура безопасности, покрывающая всё постсоветское пространство. Это некая институциональная форма. Но в процессе развития этой структуры мы получили три направления, три зоны оперативного контроля или оперативного взаимодействия, связанного с географией и геополитикой.
И эти зоны не перекрывают друг друга, а их участники не всегда выполняют одни и те же задачи. В частности, по конкретному примеру, западная зона ответственности ОДКБ — это, по сути, парное взаимодействие России и Беларуси, которая в данный момент находится в формате гибридной войны со странами восточного блока НАТО. Этот сегмент ОДКБ никаким боком не влияет на взаимодействие центральноазиатской группы ОДКБ, которая занята другими вопросами. В ходе саммита высшего совета ОДКБ в Астане они подписали программу об обустройстве таджикско-афганской границы, которая предполагалась как долгосрочный проект, уже заложенный в предыдущие годы», - рассказал политолог.
По его словам, третий сегмент ОДКБ связан с Южным Кавказом — это парное взаимодействие России и Армении по зоне безопасности, закрывающей территорию Армении как государства.
«И в случае с этим регионом свой набор проблем, своя проблематика, которая осложнена была с самого начала тем, что территория Азербайджана находилась под оккупацией армянских сил. А Азербайджан, не будучи членом ОДКБ, фактически находится в союзнических и, скажем так, в партнерских отношениях с Россией. Начиная с 2022 года, юридически уже есть соглашение о союзническом взаимодействии. Определенный парадокс тут был заложен с самого начала в том смысле, что Армения не могла опираться на Россию в своих экспансионистских планах по контролю над Карабахом, потому что в обязательства России это ни в коей мере никогда и не входило, в принципе. Каким образом это трактовали в самой Армении на публику, это другой вопрос. Специалисты армянские, сами армянские военные, прекрасно отдавали себе отчет, что Россия не собирается вмешиваться в процесс реализации Азербайджаном своих законных интересов на конституционной территории.
Неправильное толкование задач ОДКБ для Армении создало условия для того, чтобы армянское руководство в лице той элиты, которая с Пашиняном пришла к власти, использовала фактуру ОДКБ просто для политического торга с Россией. И сейчас продолжается развитие этого парадокса.
Просто сам Ереван решил пересмотреть свое видение задач ОДКБ в Армении для того, чтобы использовать это в политическом торге с Москвой. То есть они меняют эти задачи, ОДКБ к этому отношения не имеет», - считает специалист.
Караваев отмечает, что у многих возникает вопрос - а для чего, собственно говоря, сейчас сохранять Армению в составе ОДКБ?
«Если будет усугубляться этот кризис, и армяне продолжат настаивать на своем выходе и в конце концов выйдут, то этот вакуум неизбежно будет заниматься другими странами. Понятно какими. Прежде всего, Франция, и усиленное присутствие Соединенных Штатов и отдельных американских программ. Это, собственно говоря, может сказываться негативно уже на всей архитектуре безопасности Южного Кавказа. И это проблема общая - не только для России, но и для Азербайджана в том числе.
И косвенно это влияет на Иран и даже на Грузию, которая, в принципе, находится в целом как бы в прозападном векторе, пытаясь нормализовать отношения с Россией. И это вот изменение балансов и структуры безопасности, которое может возникнуть в случае выхода Армении из ОДКБ, очень серьезно нарушит тот хрупкий намечающийся компромисс, возникающий в регионе.
Отсюда и понятно, почему московские чиновники и чиновники ОДКБ стараются не слышать этих угроз и всяких спекулятивных реплик, которые направляются со стороны Армении, пытаясь избежать скандалов. Есть ожидания, что со временем этот политический тренд будет развернут в другую сторону. И в этом есть своя логика, потому что рано или поздно власть в Армении сменится.
Поэтому сохранение Армении в составе ОДКБ в этом плане достаточно важно. И, конечно, нужна политическая работа, необходимы политические аргументы для того, чтобы продемонстрировать Армении определенные преимущества этого», - уверен Караваев.