«Европа не станет воевать за Армению» Александр Осовцев на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с российским политиком, профессором философии, аналитиком Всемирной сионистской организации Александром Осовцевым.
- Запад стремится раскачать ситуацию на Южном Кавказе и помешать армяно-азербайджанскому урегулированию, заявил на днях секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. По его мнению, стремление раскачать ситуацию на Южном Кавказе, а также помешать армяно-азербайджанскому урегулированию привело к обострению обстановки в регионе. Что означает достаточно неожиданный посыл Патрушева, почему он подключился к этому дискурсу сейчас?
- Сейчас позиции РФ на Южном Кавказе заметно ослабли. Хотя еще совсем недавно руководство России, включая Патрушева, считало себя основным игроком в регионе, главным «разводящим» между Азербайджаном и Арменией. А сейчас, в связи с изменившейся ситуацией, видно, что свое место в регионе пытаются занять США, Франция, ЕС. Конечно, всегда особые позиции на Кавказе занимала Турция. А сейчас она играет гораздо более важную роль в регионе, чем еще лет пять-семь назад. На мой взгляд, Патрушев как секретарь Совета безопасности, подключился к этому диалогу, чтобы подчеркнуть, что Россия – по-прежнему ключевая страна в регионе, способная влиять и принимать какие-то решения.
Хотя на самом деле Россия на Южном Кавказе оказалась в весьма непростом положении. Ведь до недавнего времени она, по сути, являлась союзником Армении. Но Армения проиграла 44-дневную войну, и теперь, предавая Москву, ищет опору на Западе. Так что в этом процессе Россия сегодня серьезно провисает, и не совсем понятно ее место в регионе. С Азербайджаном тут все ясно. Он, как победитель, полагается на своих традиционных союзников и партнеров, в первую очередь на Турцию, развивает связи с другими внешними игроками на Востоке, тут все происходит последовательно и поэтапно.
Россия утрачивает позиции на Южном Кавказе в силу многолетней недальновидной политики. И сможет ли она сохранить хотя бы то, что имеет, зависит уже скорее не от Москвы, а от того, насколько долго амбиции армянского руководства будут поддерживаться в Вашингтоне, Париже и других центрах силы на Западе.
- А кто, на ваш взгляд, способен сменить Россию на Южном Кавказе?
- Смотря в какой роли. Россия была для Армении, в первую очередь, военным союзником. И поставки оружия, и военная база России усиливали позиции Армению в ее противостоянии с Азербайджаном. А сейчас, если Армения отойдет от идеи войны в сторону выстраивания мирных отношений с Азербайджаном, то сотрудничество с Россией может оказаться и не таким уж нужным для Еревана.
Что касается экономических отношений, то вполне понятно, что Россия сейчас находится не в лучшем состоянии, и для Еревана экономические связи с США и ЕС выглядят гораздо перспективнее. Пашинян не скрывает, что рассчитывает на инвестиции Запада, и поэтому ситуация «чем меньше войны – тем больше Запада» на Южном Кавказе очень очевидна. Мирная обстановка привлекательна и для Китая, если он, конечно, захочет этим воспользоваться и попытается сформировать свои позиции в регионе, но никак не для России. Российская экономика все больше милитаризуется, так что это уже совершенно иной полюс сотрудничества, который все меньше приемлем для развития Южного Кавказа.
- В Брюсселе обсуждают, что в состав следующей еврокомиссии должен входить комиссар, отвечающий за вопросы обороны. Речь вновь идет об общеевропейской армии, отдельной от НАТО?
- Разговоры о создании европейской армии идут уже очень давно. Помнится, даже стали формироваться какие-то франко-германские бригады. Но дальше этого дело не пошло. Понятно, что война на востоке Европы подталкивает европейские страны к усилению своей обороноспособности. Европейские государства уже начали инвестировать в производство вооружения, строительство и усиление своих армий. И этот процесс не остановится, пока не снизится военная угроза с востока.
В то же время, я не верю, что военная стратегия Европы распространится на Южный Кавказ. Вмешиваться туда серьезно в военном плане, играть ту роль, которую играла Россия, европейские страны не будут, им этого не надо, даже несмотря на определенное влияние армянской диаспоры в Европе, особенно во Франции. Развивать связи – да, поддерживать идеологически в какой-то мере – да, но становиться частью реального вооруженного противостояния в регионе ради Армении Франция не захочет, а остальные европейские страны тем более.
В оперативном формате возможно создание некой армии в Восточной Европе как своего рода санитарный кордон, например, с участием Польши, стран Балтии и Румынии. Такие варианты обсуждались давно, другое дело, что эти страны, помимо Польши, небольшие и не обладают нужным потенциалом. Так что вопрос создания армии ЕС имеет свою перспективу, но на реализацию этого проекта понадобятся годы, быстро реализовать эту идею не получится.
- Что ожидает Израиль от предстоящих выборов в США? На чьей стороне симпатии израильтян - Байдена или Трампа?
- Исход выборов в США пока предсказать сложно. Понятно, что единственный кандидат от республиканцев, с которым может сразиться Байден – это Трамп. На данный момент у Трампа рейтинг выше, чем у Байдена.
Понятно, что в силу внутриполитических причин Байден все меньше поддерживает Израиль в нынешней войне, отношения администрации Байдена и Израиля ухудшаются, а сейчас еще возникла тема палестинского государства, которая очень болезненна для Нетаньяху и значительной части его правительства. Так что, думаю, Нетаньяху будет делать все, чтобы дотянуть до американских выборов, а там уже либо Трамп изменит позицию США в пользу Израиля, либо Байден в случае победы станет гораздо свободнее в выборе решений. Ведь все, что он говорит сейчас, рассчитано в первую очередь на левое крыло своей партии, голоса которых он боится потерять. Так что позиция Израиля сейчас примерно такова: дотянуть до ноября, а потом посмотрим.
В целом в Израиле, конечно, помнят о Трампе как о друге – такого произраильского президента в Америке еще никогда не было.