Грозное небо правды О новой публикации «Базы»
Близкий к российским силовым ведомствам телеграм-канал Baza опубликовал предположительно полную расшифровку бортовых самописцев с переговорами, которые происходили в кабине пилотов разбившегося 25 декабря 2024 года самолета Embraer, принадлежавшего AZAL. Эта расшифровка сама по себе представляет большой интерес, и мы, как и в прошлый раз, сделаем предположение, что она является подлинной. Вместе с тем, нас, в контексте освещения темы этой катастрофы в российских СМИ, не меньше заинтересовал комментарий самого канала, которым предварена публикация. Забегая вперед, скажем, что он настолько лицемерный, что для опровержения приведенных в нем тезисов даже не нужно было бы читать расшифровку – настолько фальшь лежит на поверхности.
Первая же строка кричаще одиозна: «Согласно расшифровкам, в кабине пилотов перед посадкой в Грозном была паника». Ознакомившись с расшифровкой, приходишь к выводу, что именно перед попыткой сесть в Грозном ничего близкого к панике в кабине самолета не наблюдается. Да, есть удивление, есть эмоции, волнение, что неизбежно в случае с работой РЭБ, вырубившей жизненно важные системы самолета, но не паника. А вот уже после внешнего воздействия на самолет волнение членов экипажа заметно усиливается – оно и понятно, попробуй сохранять стопроцентное спокойствие, когда твой борт, на котором находилось 67 человек, практически полностью стал неуправляем.
А все-таки интересно, судя по чему авторы публикации решили, что в кабине пилотов «перед посадкой» в Грозном была паника? Может быть, по употреблению пилотами ненормативной лексики? Вы серьезно? Да, командир экипажа и второй пилот, судя по расшифровке, действительно используют матерные слова. Не будем долго распространяться на эту тему, лишь посоветуем авторам расспросить первого знакомого им пилота, как часто он матерится, особенно в нештатных ситуациях.
Читаем дальше: «Экипаж самолёта, судя по всему, оказался не готов к работе в условиях, когда заглушен сигнал GPS». Ничего себе вердикт! Звучит очень цинично. Авторам сначала необходимо задаться вопросом, почему вообще был заглушен сигнал GPS у гражданского борта, а потом уже выносить свои «глубокомысленные» заключения.
Baza, тем временем, развивает свою мысль: «Второй пилот прямо признаётся в этом на записи чёрных ящиков, а также сообщает, что раньше никогда не выполнял NDB заход, то есть «заход по приводам». А что здесь удивительного? «Заход по приводам» уже давно не практикуется нигде в мире, кроме России. Но, это не значит, что азербайджанские пилоты не знакомы с этим способом – нет, их дважды в год отправляют на тренажеры во Францию и Великобританию, где они отрабатывают в том числе заход по приводам. И это не считая тренажера внутри страны. Но, одно дело теория, а совсем другое практика. Командиры воздушных судов гражданской авиации Азербайджана владеют всеми способами захода на посадку. Так, командир «Эмбрайера» Игорь Кшнякин – пилот еще с советских времен, и он, конечно же, по определению умел летать по приводам. Судя же по словам второго пилота, (опять-таки, при условии допущения подлинности расшифровки) на практике у него подобное действительно случилось впервые, что в порядке вещей – именно под руководством опытных командиров вторые пилоты набираются опыта, в том числе и управлением судном во внештатных ситуациях. Ничего чрезвычайного в укомплектовании экипажа «Эмбраера» не было, а значит выпад Baza неуместен.
Самое грязное в этой кампании то, что она пытается бросить тень на профессионализм пилотов, фактически оскорбляя их светлую героическую память.
Но давайте чисто гипотетически на минуту представим, что самолет, даже после удара с земли, все же мог быть спасен, хотя степень повреждения и утрата управления воздушным судном фактически исключали такую возможность. Внимание, вопрос: каким образом это снимает вину с тех, кто глушил GPS, кто не сообщил экипажу самолета о сигнале «Ковер», и особенно тех, кто открывал по воздушному судну огонь?
Тезисы российских СМИ о якобы непрофессиональном поведении экипажа, даже если бы они были правдивыми, не доказывают отсутствие вины тех, кто оперировал ПВО в небе над Грозным. Наоборот, тщательное умалчивание этих аспектов, и мы их специально повторим еще раз: отказ работы GPS вследствие глушения со стороны РЭБ, удар по воздушному судну, неполучение экипажем информации о сигнале «Ковер» — говорят о том, что российской стороне нечего ответить по этим пунктам. А ведь это главное.
Любопытно, что канал уже не упоминает птиц и взрыв кислородных баллонов в качестве возможных причин катастрофы. Есть надежда, что такой тренд на сокращение версий в конце концов приведет российские СМИ к констатации простого факта — по самолету «Азербайджанских авиалиний» сработала российская система ПВО «Панцирь-С».
А Baza тем временем продолжает «убеждать»: «Из разговоров командира корабля со вторым пилотом видно, что обе попытки сесть в аэропорту в Грозном окончились неудачно, несмотря на помощь диспетчеров. После этого командир экипажа принимает решение лететь сначала в Баку, а затем — в Минеральные Воды. Ранее «База» опубликовала полную расшифровку переговоров пилотов разбившегося самолёта AZAL с диспетчерами. Из неё следовало, что все решения экипаж «Азербайджанских авиалиний» принимал самостоятельно. Российские диспетчеры предлагали садиться сначала в Грозном, затем — в Махачкале, давали экипажу данные по другим российским аэропортам, но экипаж принял решение не садиться там».
Канал говорит о «помощи диспетчеров» так, словно это какая-то панацея. Мы не специалисты в авиации, поэтому не будем разбирать расшифровку касательно попыток посадить самолет. Однако даже и без этого заметна логическая подмена. Тот факт, что экипаж принимал решения самостоятельно, не исключают того, что эти решения были правильными, не так ли? И вообще, совершенно логично, что экипаж принимал решения самостоятельно, поскольку лишь он обладал самой оптимальной информацией об условиях полета. Зато тот факт, что Baza так неловко выуживает аргументы, демонстрирует ее полное нежелание проанализировать катастрофу с точки зрения здравого смысла.
Главный вопрос ведь не в том, почему самолет не приземлился в Грозном или Махачкале (хотя не исключаем, что этот вопрос всплывет в ходе дальнейшего следствия), а в том, что сначала его «ослепило», а затем привело в аварийное состояние.
Пока же близкие к российским силовикам каналы заняты смещением акцентов с конкретных причин на абстрактные следствия. И с каждым новым разом эти попытки выглядят все более нелепыми.