Израиль, ХАМАС и США без плана выхода Аналитика Шерешевского
Politico — американская медиа-организация в сфере политической журналистики, которая считается одной из самых информированных в мире. На днях издание опубликовало важную информацию о мирном урегулировании в Газе со ссылкой на несколько высокопоставленных американских чиновников и представителей других государств, хорошо осведомлённых по данному вопросу. По словам источников, ситуация остаётся тревожной, перспективы мирного плана неочевидны, и в Вашингтоне это понимают.

Трампу удалось остановить израильское наступление и прекратить уничтожение Газы. В ходе израильских бомбежек и сражений между ЦАХАЛом и ХАМАС, по данным Минздрава Газы, погибли 65 тысяч человек (большинство — гражданские), чьи поимённые списки были опубликованы. Большинство зданий были разрушены. Однако, всё же, возникла неопределённость.
Мирный план Вашингтона
Между ХАМАС и Израилем уже было несколько циклов прекращения огня, которые сменялись новыми ударами. Сектор Газа десятилетиями находился в израильской блокаде — сухопутной, морской и воздушной. До начала войны безработица в анклаве достигала 45 процентов, по данным Всемирного банка, и было очевидно, что ХАМАС не смирится с блокадой, как не смирилось бы с ней любое иное правительство. ХАМАС неоднократно пытался нанести ущерб Израилю, осуществлявшему блокаду сектора, включая рейды его боевиков на территорию этой страны 7 октября 2023 года, которые сопровождались массовыми убийствами гражданского населения Израиля. После этого руководство Израиля приняло решение о начале операции в Газе с целью уничтожения ХАМАС. Если всё оставить как есть, циклы насилия будут повторяться.
В настоящее время ЦАХАЛ контролирует 53 процента Газы, в то время как под контролем ХАМАС остаются 47 процентов территории сектора, где сосредоточено 97 процентов двухмиллионного палестинского населения. Группировка ХАМАС, контролирующая сектор, должна сдать оружие, а Израиль — окончательно вывести войска из Газы. По крайней мере, таков американский план.

Мирный план Вашингтона, в разработке которого принял участие бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, предусматривает создание палестинского правительства в Газе, состоящего из технических специалистов. Оно будет подчиняться международному комитету, в который, вероятно, войдут арабские монархии Персидского залива и некоторые другие союзники США. Но прежде всего это правительство будет подчиняться самим американцам. Палестинские технократы займутся восстановлением сектора. Деньги на это, как полагают в Вашингтоне, выделят богатые суннитские арабские монархии Персидского залива.
Для предотвращения кровопролития и дальнейших столкновений в сектор Газа войдут международные силы безопасности в составе армий некоторых государств. Они будут следить за соблюдением прекращения огня.
И, наконец, когда-нибудь Палестинская администрация, связанная с группировкой ФАТХ, враждебной ХАМАС, и условно управляющая частью Западного берега реки Иордан, также оккупированного Израилем, должна будет провести политические реформы и выборы. Когда-нибудь, если США сочтут эти реформы и выборы (которые охватят также Газу) удовлетворительными, Израиль — союзник США — должен будет прекратить оккупацию.
Последний пункт выглядит совершенно нереалистично, учитывая то, что Израиль поселил на Западном берегу около 800 тысяч своих граждан и продолжает строить там новые поселения.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги
Одна из главных проблем, связанных с переговорами о мире в Газе, — бюрократическая. В администрации Трампа всего несколько человек в курсе ситуации, способных ориентироваться в ней и принимать решения. Однако те же самые люди погружены в другие вопросы глобальной политики. Хотя издание не приводит никаких имён, очевидно, что речь идёт прежде всего о Марко Рубио.

Он занимает в администрации Трампа ряд постов, включая две ключевые позиции. Будучи государственным секретарём, Рубио отвечает за международную политику, а в качестве советника президента по нацбезопасности — координирует работу всех силовых ведомств. Рубио, один из немногих профессиональных специалистов в окружении Трампа, стал незаменимым для президента США, но он не может принимать решения мгновенно.
Бюрократическая проблема, конечно, важная, но не единственная. Судя по тем сливам информации, которые публикует Politico, руководство США, включая даже Рубио, не понимает, что им делать дальше.
Израиль отказывается выводить войска с территории сектора, продолжая контролировать более половины Газы. Он заявляет, что не уйдёт, пока ХАМАС не разоружится.
Но ХАМАС не собирается разоружаться. Как предупреждали когда-то представители руководства Моссада, если он разоружится, Израиль сразу же придёт туда, чтобы уничтожить боевиков ХАМАС, и они это прекрасно понимают. На Ближнем Востоке субъектом политики является лишь тот, кто располагает более-менее солидными вооружёнными силами (у ХАМАС — около 30–40 тысяч бойцов). Если у вас нет сильных вооружённых соединений, например партизанских группировок, эффективно использующих подземные коммуникации (тоннели), и при этом вы претендуете на участие в спорах с державами — вы покойник.
ХАМАС не только не разоружается — он укрепляет контроль над половиной Газы, проводя казни нелояльных палестинцев, устанавливая блокпосты, патрулируя районы и т. д. По сообщениям Politico, ХАМАС дополнительно ввёл в контролируемые им районы 7 тысяч сотрудников сил безопасности.
Каким же образом в Газе можно будет создать правительство палестинских технократов? С одной стороны — присутствие ЦАХАЛа, с другой — 30 тысяч вооружённых боевиков ХАМАС. Какими силами будет располагать это правительство? Что оно скажет вооружённым людям, если те будут недовольны его действиями?
Представители Палестинской автономии и ФАТХ хотели бы ввести свои силы в сектор. Но Израиль категорически против этого. Правительство Беньямина Нетаньяху опасается, что если ПА установит контроль над Газой, одновременно сохраняя своё присутствие на Западном берегу реки Иордан, то есть станет, пусть формально, управлять всеми 5 миллионами палестинцев, — для мирового сообщества это станет сильным аргументом в пользу поддержки создания Палестинского государства прямо сейчас, а требования к Израилю вывести войска станут гораздо более жёсткими.

Нетаньяху и его коалиция, включающая представителей радикальных националистических и религиозных партий, выступают против создания палестинского государства.
Что же касается международных сил безопасности, то арабские монархии не спешат присылать в Газу свои вооружённые силы. Они помнят о том, что совсем недавно Израиль бомбил союзника США — Катар. Монархии не хотят рисковать и размещать свои войска рядом с Израилем.
А вот Турция готова пойти на такой риск и направить в Газу свои силы для защиты палестинцев и предотвращения столкновений между ними и Израилем. Однако, понимая, что Турция является независимым и сильным игроком, Израиль выступает против её военного присутствия в Газе.
Одним словом, администрация Трампа оказалась в сложной ситуации, отмечает Politico, упоминая перечисленные выше факты, но старательно обходя острые углы. Например, издание не упоминает о том, что Израиль неоднократно бомбил Газу после прекращения огня в октябре и убил там десятки людей. По словам представителей ЦАХАЛа, это были боевики ХАМАС, замышлявшие недоброе. Может, они и замышляли что-то нехорошее, но возникает вопрос: как долго может продлиться такой «мир»?
Politico указывает на то, что администрация Трампа взяла на себя обязательства добиться мира и прекращения палестино-израильского конфликта. «Но насколько реалистичны такие планы?» — спрашивает издание. Многие опытные американские дипломаты в прошлом пытались решить эту проблему и ничего не достигли.

И это при том, что Трамп пришёл к власти под изоляционистским лозунгом «Америка прежде всего!», мол, США должны заниматься собственными проблемами, а не вмешиваться в дела чужих стран и народов. Противоречие заключается в том, что Дональд Трамп по собственной инициативе погрузился в палестино-израильский конфликт и пообещал найти решение. И пока не понятно, получится ли у него это.







