«Конфронтация Парижа с Баку хорошо вписывается во франко-турецкое противоборство» Игорь Игнатченко на Caliber.Az
Не скрывающий своей проармянской позиции Париж подготовил проект резолюции, призывающей ввести санкции против Азербайджана. Над документом, который будет поставлен на голосование 15 ноября, работали шесть членов Сената от четырех разных партий.
Резолюция призывает страны Евросоюза ввести против Баку экономические санкции и отказаться от импорта азербайджанских нефти и газа. Само собой, в проект включены и такие требования, как обеспечение армянам «права на возвращение» в Карабах, «сохранение армянского культурного наследия» на освобожденных от оккупации территориях Азербайджана, отмена соглашений по поводу Лачинского коридора.
Понятно, что за идеей подготовки антиазербайджанской резолюции и ее продвижением стоит весьма многочисленная армянская диаспора Франции во главе с влиятельным в этой стране лоббистским отрядом. Однако Франция —не Армения, у нее свои интересы, в частности экономические, некоторые из которых тесно связаны с Азербайджаном. Станет ли Париж жертвовать деловыми отношениям с Баку в угоду Еревану и к каким последствиям может привести утверждение резолюции против Азербайджана?
Эти и другие вопросы Caliber.Az обсудил с кандидатом исторических наук, российским франковедом, доцентом Института общественных наук РАНХиГС Игорем Игнатченко.
Российский аналитик однозначно утверждает, что Франция сейчас активно пытается занять место России как главного международного посредника в регионе Южного Кавказа. «При этом Париж, как известно, выступает с проармянских позиций в этом конфликте. Конфронтация с Азербайджаном хорошо вписывается и во франко-турецкое противоборство», - отмечает И.Игнатченко.
Что касается проекта резолюции, голосование по которой намечено на 15 ноября, то он почти уверен, что за документ в верхней палате французского парламента проголосует большинство, то есть его примут.
«Напомню, - говорит И.Игнатченко, - что 25 ноября 2020 г. Сенат Франции уже принимал антиазербайджанскую резолюцию о признании Карабаха. Однако важно учесть, что принятие резолюции не означает, что правительство республики должно в обязательном порядке исполнять эту резолюцию. Скорее решение Сената можно воспринимать как важный сигнал политическим элитам Франции, не более. Так что и на этот раз президент Эммануэль Макрон и его правительство могут повести себя более сдержанно и осторожно».
Однако, по мнению франковеда, испытывая серьезный недостаток в энергоресурсах, этой зимой французское правительство не станет предпринимать активных действий в отношении Баку.
«В то же время, если армяно-азербайджанский конфликт затянется, будет долгоиграющим, не исключено, что в перспективе Париж станет больше давить на Азербайджан, опираясь на решения Сената в своей политике. Исключать в будущем пусть и ограниченных военных поставок в Армению также не стоит. Тем не менее важно учитывать, что Франция будет стремиться согласовывать свою политику по Южно-Кавказскому региону с региональной политикой Евросоюза, поэтому будет вести себя более осторожно в плане реальных действий и более энергично и наступательно в плане словесных нападок», - считает И. Игнатченко.
В заключение эксперт подчеркнул, что Франция хочет играть роль успешного переговорщика и медиатора конфликта, но при этом продвигая интересы Армении.
«Поэтому в голосовании по резолюции в Сенате Франции можно будет проследить стремление французских политических кругов лучше прощупать, а где-то, по возможности, и ослабить позиции Азербайджана в переговорном процессе. Не стоит забывать о роли влиятельного армянского лобби в политической системе Пятой республики», - резюмировал И. Игнатченко.