«Маршрут «Персидский залив - Черное море» может стать конкурентом «Нового шелкового пути» Дмитрий Заворотный ответил Caliber.Az
Блиц-интервью Caliber.Az с руководителем Центра экономических стратегий (РФ) Дмитрием Заворотным.
- На днях Азербайджан, Иран и Грузия достигли договоренности об организации транзитного маршрута, соединяющего Персидский залив с Черным морем. Как вы оцениваете перспективы этого проекта?
- Если подойти к вопросу с точки зрения экономики, то перспективы любого транспортного коридора зависят от того, какое количество стран и экономик удастся вовлечь в проект, а также какой объем товарных потоков третьих стран получится замкнуть на такой маршрут. И главное - выдержит ли он конкуренцию, учитывая обилие альтернативных путей.
- Почему, на ваш взгляд, в этом маршруте была обойдена стороной Армения?
- Здесь наверняка нужно искать подводные геополитические камни, но могу предложить, что одной из причин является так и не достроенная автомагистраль, которая пролегает через Армению и которая должна связать Иран с портами Грузии. Пока она находится в процессе строительства, реализация любого транспортного коридора в этом направлении будет проблематичной.
- В Черном море сталкиваются интересы многих стран. В связи с новым транзитным маршрутом не превратится ли оно в арену противостояния между Анкарой, Москвой и Тегераном?
- Я бы сказал, что Черное море ни на минуту не переставало быть ареной противостояния трех империй - Османской, Российской, Персидской, а ныне их стран-наследниц. И сюда еще можно добавить США и Китай, которые также ведут свою игру в регионе. Увы, это одна из «узловых точек» планеты и едва ли здесь что-то изменится в будущем.
- Может ли маршрут «Персидский залив - Черное море» стать конкурентом маршрута «Север-Юг»?
- Тут все сложно. Главным бенефициаром коридора «Север-Юг» является Индия, а «Персидский залив - Черное море» - это инициатива Тегерана, который также участник проекта «Север-Юг», но стремится диверсифицировать логистику в европейском направлении. Однако не исключено, что Индия со временем также подключится к «Персидскому коридору». Или же решит отстаивать свой проект.
В свою очередь, оба эти коридора могут стать конкурентами «Нового шелкового пути» Китая, который попытается вовлечь их участников в свою орбиту. Здесь геополитика еще не единожды внесет свои коррективы.