Москва – Ереван: медиаконфликт перерастает в экономический шантаж Комментируют Петров и Разуваев
На днях посол Армении в Российской Федерации Гурген Арсенян был вызван в МИД Российской Федерации, где встретился с заместителем министра иностранных дел Михаилом Галузиным.
По информации армянских СМИ, которые ссылаются на свои дипломатические источники, разговор прошел в напряженной атмосфере. Арсеняну было сказано, чтобы он передал армянскому руководству: если власти республики пойдут «на поводу у требований Запада» и исключат российские государственные телеканалы из публичного телемультиплекса, то это может повлечь за собой «неприятные сюрпризы», в частности, в виде экономических санкций.
Насколько реальна вероятность того, что Москва предпримет подобные шаги в отношении Армении? И каким санкциям может подвергнуть Кремль Ереван? На эти вопросы Caliber.Az отвечают российские политологи.
Заместитель генерального директора информагентства «Вестник Кавказа», российский политолог Андрей Петров считает, что нынешняя ситуация с трансляцией российских телеканалов в Армении отражает глубокий политический кризис и двойственную повестку, сформировавшиеся как в Ереване, так и в Москве.
«Все дело в том, что те, кто ранее на российских каналах вел исключительно антиазербайджанскую пропаганду — лоббисты националистической части армянской диаспоры — сейчас, продолжая ту же линию, одновременно выступают и против действующих властей Армении. Стоящие за ними силы надеются с помощью поддержки националистов, таких как Роберт Кочарян и Серж Саргсян, добиться смены власти в Ереване на следующих парламентских выборах», — отметил эксперт.
По его словам, подобная трансформация риторики на российских телеканалах настораживает армянские власти, формируя новую мотивацию для запрета вещания: «У них появляется вполне оправданный мотив закрыть российские телеканалы, ведь из их эфира сегодня буквально льется масса критики в адрес Пашиняна и его команды. И речь идет не только о внутренней политике, но и о попытке дискредитировать саму концепцию мирного развития, за которую выступает нынешнее руководство страны. Думаю, на Южном Кавказе все понимают, что возвращение к власти националистов вроде Кочаряна и Саргсяна будет означать новую эскалацию и подготовку к войне в регионе», — заявил Андрей Петров.
Он также отметил, что Москва осознает серьезность перемен в настроениях, но по-прежнему действует по старому сценарию: «Хотя в Кремле понимают, что в данный момент мотивы властей Армении связаны с внутренней безопасностью, реакция остается прежней. Несколько лет назад команда Пашиняна тоже задумывалась над отключением российских телеканалов.
Тогда это было воспринято как проявление враждебности, поскольку в то время на российских каналах действительно не звучало ничего негативного об Армении, наоборот — тон был дружественным. Ну а сегодня это выглядит как попытка защититься от политических атак, которые идут в том числе и из Москвы».
Таким образом, армяно-российский медиаконфликт оказался в логике воспроизводства, невзирая на изменившиеся обстоятельства: «Однако Россия, с ее точки зрения, не видит значительных изменений. Как Пашинян и его сторонники хотели отменить вещание российских каналов раньше, так и сейчас продолжают к этому стремиться. Соответственно, и реакция будет такой же — жесткой и настойчивой».
Эксперт также подчеркнул, что текущий внешнеполитический фон лишь усиливает позиции Москвы: «Сейчас в Кремле понимают, что у Еревана не получается выстроить устойчивые связи ни с Вашингтоном, ни с Брюсселем. США при администрации Дональда Трампа просто не проявляют интереса к Армении, а Брюссель не готов предоставить те объемы финансовой помощи, которые Пашинян запрашивает. Таким образом, остается лишь Париж. Однако Макрон ныне пытается, видимо, стать властелином всего мира, как минимум — у себя в голове, хватаясь сразу за все внешнеполитические направления, как касающиеся, так и не касающиеся Франции, но Армении в этом списке, похоже, нет. На этом фоне Россия чувствует, что у Еревана остается очень мало пространства для маневра».
По его мнению, при таком раскладе Кремль усматривает возможности для усиления давления, дабы вернуть прежний формат отношений: «Ереван и раньше не имел больших возможностей безопасно дистанцироваться от Москвы, а теперь их стало еще меньше. Поэтому Кремль считает, что может усиливать давление, чтобы вернуть отношения с Арменией в прежнее русло.
Отсюда и угрозы о возможных экономических санкциях», — пояснил эксперт, отметив среди возможных мер ограничение на торговлю, в том числе на экспортнозначимую продукцию.
«Если Армения все-таки решится на запрет российского телевещания, то, скорее всего, Россия введет точечные ограничения на поставки определенных армянских товаров. Это может быть, к примеру, алкоголь. РФ уже применяла такие меры против других стран, с которыми портились отношения, и не исключено, что аналогичный сценарий будет реализован и здесь.
Выгодополучателями в этом случае могут оказаться, скажем, грузинские производители алкоголя — на рынке освободится ниша, и они могут заменить армянскую продукцию. Однако ни о каком выходе Армении из ЕАЭС речь не идет — такая процедура просто не предусмотрена уставом организации. Да и Ереван вряд ли на это пойдет», — сказал политолог.
Эксперт считает, что для Армении было бы разумнее наладить диалог с Москвой, а не усугублять информационное противостояние.
«Вместо очередных попыток закрыть российские телеканалы Еревану стоило бы теснее работать с Москвой по поводу содержания передач, выходящих в эфир российских телеканалов.
Надо добиваться изменений в риторике. Особенно это касается потоков не просто антиазербайджанской или антиармянской, а уже скорее антикавказской пропаганды, которую мы слышим в некоторых российских ток-шоу. Особо подчеркну, что эти настроения и высказывания не являются официальной позицией российского высшего руководства. Но они по-прежнему появляются в эфире федеральных каналов. Данную ситуацию необходимо менять, и работать над этим должны все, кто заинтересован в стабильных и мирных отношениях России с Южным Кавказом», — заключил Андрей Петров.
В свою очередь, по мнению российского эксперта по Евразии, политолога-международника Александра Разуваева, в Москве давно рассматривают Армению как недружественную страну, и было изначально ясно, что экономические санкции – это вопрос времени.
«Россия прежде всего может закрыть свой рынок для армянских товаров, аналогично может поступить и Беларусь. Не знаю, присоединятся ли другие страны Евразийского союза, но вполне вероятно», – отметил он.
Политолог полагает, что образ Армении в российских СМИ сейчас не пользуется симпатией, особенно акцентируется внимание на давлении на армянскую церковь.
«Сегодня говорить о каких-то льготах, которые раньше предоставлялись Армении, в частности, в вопросе энергоносителей, не приходится. Более того, армянская экономика в последние годы неплохо поднялась на релокантах, которые покинули РФ зимой 2022 года, но сейчас люди уезжают в Россию либо в другие более привлекательные страны, где зарплаты выше и отношение лучше. На сегодняшний день отношение к россиянам в этой стране не на высоте, и это ощущается. Думаю, что экономические санкции против Армении – вопрос времени: как только Ереван окончательно объявит, что идет в Евросоюз, они будут включены. В принципе, когда-то аналогичная история происходила с Молдовой, просто это не так подробно освещалось в СМИ», – резюмировал А. Разуваев.