Мы не шарли Мы не эбдо
Когда-то, в 2012-м году, «Пусси райот» сплясали в храме Христа-Спасителя – либеральная общественность восприняла это с восторгом. С бенгальскими огнями, фейерверком, оршадами и крюшонами. Это, дескать, такой перформанс, и относиться к нему нужно с правильным пониманием, чтобы не прослыть человеком консервативным и даже отсталым. В общем, хлопали в потные ладошки так, что аж брызги в разные стороны летели. «Это против Путина».
Я, как человек, не состоящий в партии «Единая Россия», к лозунгу «против Путина» отношусь более, чем равнодушно, но, будучи человеком отсталым, считаю, что храм Божий – не место для паскудничанья. Вот и задал одному из граждан-сторонников перформанса вопрос: а что бы сделали лично вы, если бы кто-то решил, например, сплясать зажигательный танец на могиле вашей бабушки? Например, ча-ча-ча? Гражданин удивился: «За что?!», а потом возмутился и даже пригрозил задушить тех, кто «осмелится и покусится». Тут пришла моя очередь удивляться, потому что я полагал, что танцы – это как закон Паскаля, что в газе, что в жидкости, могут во всех направлениях – и если можно в церкви, то почему нельзя на могиле вашей бабушки? И нет ли в этом возмущении отказа от базовых принципов либерализма? Это всего-навсего развеселый перформанс. Нельзя же быть таким непоследовательным в столь важных вопросах! А как же заветы, например, Боннэр и Сахарова с Леликом и Болеком, как же базовые принципы свободы слова и самовыражения, которые являются выше могилы вашей бабушки? Вы не поверите, но оппонент проявил такой нездоровый консерватизм, что убедить его не было совершенно никакой возможности. То есть, там, на могиле его бабушки – ни разу не перформанс, а в храме Божьем – ничего, можно. Странная, непоследовательная и не очень доступная мне логика.
Это, я, собственно говоря, к чему. К очередной глумливой акции журнала «Шарли Эбдо». На днях они разместили карикатуру на землетрясение в Турции. Еще раз: карикатуру на землетрясение в Турции. Где погибли тысячи людей, а сотни тысяч остались без крова. И подпись: «Землетрясение в Турции. Даже танки посылать не надо». Моральной стороны дела касаться не стану, тут её нет по умолчанию. Тут налицо нарушение основного права человека. Права на жизнь. И права спокойно лежать в могиле после смерти, свободным от издевательств. На помощь жертвам землетрясения в Турции пришли спасатели из Армении и Греции, из стран, чьи отношения с Турцией, мягко говоря, очень и очень далеки от идеальных. Если уж совсем начистоту – то они враги. Может быть, это станет толчком если и не для «давайте забудем все, что было», то хотя бы к потеплению отношений. А «Шарли» … Что ж, есть вещи, которые делать просто нельзя, потому что их просто нельзя делать. И если надо объяснять – то не надо объяснять. И я здорово сомневаюсь, что эти «шутники» из французского журнала – энтузиасты, действующие на свой страх и риск. Это не «души прекрасные порывы». Это направленная акция. Моральный террор против Турции. У «Шарли Эбдо» есть кукловоды, которые, как и положено кукловодам, всегда остаются в тени, кукловоды, которых не видно. Они очень часто успевают исчезнуть, даже если возмущенные зрители поджигают кукольный театр, в котором сгорают все театральные реквизиты, вместе с марионетками, которых вообще не жалко. Это – опыт истории. Который также свидетельствует о том, что иногда кукловоды тоже «сгорают» вместе с театром.
На бумаге любая теория выглядит гладко: что мультикультурализм, что толерантность, что «мир без виз и границ», что свобода слова. Написать и даже попробовать претворить в жизнь можно всё, что угодно. Но биология (или правда жизни, Божья кара, физика, химия, нужное подчеркнуть) всё равно влезет в окно и смешает все карты. А потому, лично я надеюсь, что эту нечисть из «Шарли Эбдо» сурово накажут. И пусть не удивляются. Потому что если кто-то не уважает чужого горя и/или чужих жизней – пусть не удивляется, если к его жизни и горю окружающие тоже отнесутся без тени почтения.