(Не)Единое национальное движение Грузинские эксперты на Caliber.Az
Тревожные тенденции наблюдаются в главной оппозиционной партии Грузии «Единое национальное движение» (ЕНД), созданной в свое время экс-президентом Михаилом Саакашвили. В последние дни из нее уходят политики, представлявшие партию в органах муниципальной власти.
Большинство членов районной организации ЕНД в городе Каспи покинули партию, сообщает Общественный вещатель Грузии. Решение выйти из политического объединения приняли и 6 депутатов местного городского собрания от фракции «Национальное движение».
Как отмечают бывшие члены ЕНД, причина выхода из партии – её ослабление на фоне невыполненных обещаний нового менеджмента.
Между тем, от мандатов депутаты отказываться не намерены и продолжат оппозиционную деятельность в качестве независимых депутатов вместе с командой Ники Мелиа, заявил один из членов сакребуло Георгий Шарипашвили.
Напомним, что 6 декабря о выходе из ЕНД на специальном брифинге сообщили 10 членов фракции городского собрания Хоби. Всего в муниципальном органе ЕНД представляли 11 человек.
5 декабря партию покинули 14 представителей фракции ЕНД в городском собрании Зугдиди. Одна из отколовшихся депутатов Майя Каландия отметила, что в ЕНД установилось недемократическое правление, что и привело их к этому решению. Всего в сакребуло Зугдиди было 22 члена от ЕНД.
4 декабря от партии откололись 7 из 13 членов ЕНД в батумском сакребуло. Депутат Верховного совета Аджарии Георгий Киртадзе заявил, что, несмотря на неоднократные попытки, им не удалось наладить отношения с новым руководством ЕНД.
Кто или что стоит за такими событиями? Ясность в этот вопрос внесли по просьбе Caliber.Аz известные грузинские эксперты.
Политолог, директор Центра европейских исследований «Фонд Рондели» (GFSIS) Каха Гоголашвили отмечает, что в ЕНД уже два года с лишним происходит раскол.
«Основные трения наблюдаются между бывшим и действующим председателями партии – Никанором Мелиа и Леваном Хабеишвили. Принципиальных различий в политических вопросах нет, но, по-видимому, имеют место личные причины и разница в тактических вопросах. Оба лидера старались добиться поддержки Саакашвили и, по-видимому, тот поддержал Хабеишвили.
Недавно Саакашвили создал текст о единстве партии, к которому не присоединился Ника Мелиа, и за это Хабеишвили объявил его исключенным из партии, хотя формально не имел на это права. После этого многие сторонники Мелиа начали покидать партию, а сегодня из нее ушел и сам Мелиа», - рассказал политолог.
Версия о причастности действующих властей к этим процессам не особо популярна в обществе, сообщил он.
«Скорее люди верят, что шла борьба между двумя группировками. Одну неформально возглавляют бывшие высокопоставленные представители ЕНД Давид Кезерашвили и Вано Мерабишвили, а Леван Хабеишвили их ставленник. Мелиа против такого неформального вмешательства в дела партии и поэтому его выжили. Он пытался заручиться поддержкой Саакашвили, но, по-видимому, тот не вступился за него.
Сейчас ожидается, что Мелиа соберет новую партию из бывших членов ЕНД и попытается оттянуть к себе часть электората ЕНД на грядущих выборах», - добавил Гоголашвили.
Как отметил в свою очередь политолог, директор Центра исламских исследований Кавказа, эксперт Финансового Университета при правительстве РФ Шота Апхаидзе, на самом деле процесс дезинтеграции ЕНД начался еще в 2014 году.
«Тогда от партии откололись известные политики: Гига Бокерия, экс-мэр Тбилиси Гиги Угулава, Серги Копанадзе, иные лидеры. Потом ушел экс-глава МИД Григол Вашадзе, после президентских выборов, на которых он выступал как кандидат от ЕНД.
Но особенно ситуация раскалилась с появлением Ники Мелиа. Потому что он набирал определенный авторитет среди членов ЕНД и вообще в оппозиционной среде. Этот фактор оказался не совсем приемлемым для Саакашвили. Так в 2019 году в партии начал зреть второй раскол.
А после приезда и ареста Саакашвили этот раскол усилился. Экс-президент очень переживал, что Мелиа отберет у него партию, весь электорат, и станет центральным игроком в ЕНД и в остальной оппозиции, а потом сможет опередить и его самого. То есть, интриги внутри партии и породили ситуацию, которая наблюдается сейчас, когда депутаты местного значения уже покидают ЕНД», - рассказал эксперт.
По его словам, для них неприемлем Леван Хабеишвили, который является доверенным лицом Саакашвили, и без его ведома не предпринимает ни одного шага.
«Он набрал свою команду, которая координирует действия также с руководством Украины. Там есть фактор Арахамия, Гончаренко, и т.д. Они более субъективны и выражают частную волю семьи Саакашвили, Темура Аласания. И этот фактор сильно повлиял на то, что Хабеишвили стал неприемлемым для многих, кто симпатизировал Нике Мелиа.
То есть, здесь без участия правящей «Грузинской мечты» они сами себя разрушают, можно сказать. И как ни странно, всё это происходит без подкупов, без внешнего вмешательства. Я хорошо знаю внутреннюю кухню грузинской политики. Конечно, полностью исключать нельзя, что с отдельными политиками ЕНД работают представители правящей партии, но это не определяющий фактор в данном процессе. Сейчас это внутрипартийное недовольство, как раз связанное с предстоящими выборами, и на фоне этого всего американцы тем не менее общаются с Леваном Хабеишвили и его кругом. Они сейчас проводят встречи в Сенате, в Конгрессе США, в разных тамошних организациях. Они, похоже, особо из-за раскола не переживают. Но вопрос, сможет ли такая команда ЕНД преодолеть необходимый минимум голосов, чтобы пройти в будущий парламент Грузии?», - заключил Апхаидзе.