Осень ожиданий МИД Азербайджана подводит итоги
Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Азербайджана Айхан Гаджизаде в интервью Report прокомментировал актуальные вопросы повестки внешней политики Азербайджана. Думается, имеет смысл сделать краткое обозрение той большей части интервью, которая касалась мирного урегулирования с Арменией.
Мирный процесс
Гаджизаде рассказал о том, что с октября 2022 года ведутся переговоры между Азербайджаном и Арменией по первому проекту, предложенному азербайджанской стороной, и что между внешнеполитическими ведомствами двух стран регулярно осуществляется обмен предложениями по проекту соглашения, в ходе которого каждая сторона предоставляет свои комментарии.
«До сих пор организовано 10 таких обменов. В последний раз армянская сторона прислала комментарии в конце августа, примерно спустя 70 дней после того, как азербайджанская сторона передала свои комментарии», — сказал Гаджизаде. Как видим, уже из этого факта можно констатировать тенденцию Еревана к затягиванию мирного процесса.
Дипломат указал, что последняя встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении состоялась 10 июля 2024 года в Вашингтоне по инициативе и с участием госсекретаря США Энтони Блинкена. Было также отмечено, что в настоящее время нет конкретного решения относительно места и даты следующей встречи. «Мы можем только сказать, что Азербайджан остается заинтересованной в продолжении переговоров стороной», — подчеркнул представитель дипломатического ведомства.
В ходе интервью было особо отмечено, что в целом за последние несколько недель армянские официальные лица в вопросе мирного договора ограничиваются в основном противоречивыми заявлениями, которые искажают реалии мирного процесса.
Действительно, как мы знаем, армянская сторона предлагает подписать мирное соглашение на основе согласованных на данный момент положений. Дипломат отметил, что азербайджанская сторона считает подобный подход неприемлемым и неоднократно об этом заявляла. «Есть такое правило, что документ не считается согласованным, пока не согласованы все его пункты. Переговоры по проекту ведутся за закрытыми дверями, и детали не раскрываются широкой общественности. Можно сказать лишь, что на данный момент согласованы примерно 80% положений. Нельзя просто исключить несогласованные пункты. Для того чтобы мирное соглашение было устойчивым и успешным, необходимо прояснить сохраняющиеся по ряду направлений проблемные вопросы», — отметил Гаджизаде.
Было еще раз подчеркнуто, что для подписания проекта соглашения Армения должна в первую очередь внести соответствующие изменения в свою конституцию, в которой в настоящее время сохраняются территориальные претензии к Азербайджану.
Зангезурский коридор
Дипломат заметил, что Азербайджан всегда был заинтересованной стороной в открытии коммуникаций в регионе, и напомнил в этом контексте об обязательствах армянской стороны в рамках Трехстороннего заявления лидеров Азербайджана, РФ и Армении от 10 ноября 2020 года. В 9-м пункте заявления четко прописано, какие обязательства есть у Армении и как будет организован контроль за транспортным сообщением. «Однако Армения в течение почти 4 лет не выполняла свои письменно зафиксированные обязательства по вопросу открытия коммуникаций, соединяющих западные регионы Азербайджана с Нахчыванской Автономной Республикой», — сказал дипломат.
Таким образом, Баку еще раз напомнил Еревану, что тот обязан соблюдать принципы, изложенные в Трехстороннем заявлении. Вместе с тем представителем МИД было отмечено, что, так как Армения всячески препятствует процессу разблокировки, Азербайджан рассматривал и альтернативные пути открытия коммуникаций. В этой связи было упомянуто соглашение о строительстве автомобильной и железной дороги через территорию Ирана, которая обеспечит прямое транспортное сообщение с Нахчыванской Автономной Республикой.
Минная угроза
В ходе интервью была затронута и тема минной угрозы. Было отмечено, что после окончания Отечественной войны Армения, вопреки своим обязательствам, использовала Лачинскую дорогу в нелегальных целях, в том числе продолжала ввозить мины. В Лачинском и Кяльбаджарском районах в 2022 году было обнаружено более 2700 противопехотных мин, произведенных в Армении в 2021 году. Кроме того, на территории временной ответственности российского миротворческого контингента после антитеррористической операции были обнаружены более 500 тыс. мин.
В постконфликтный период 377 азербайджанцев стали жертвами взрывов мин, которые происходили практически ежедневно. Из них 69 человек – 54 гражданских лица и 15 военнослужащих – погибли. Было также подчеркнуто, что Армения долгое время вовсе отрицала наличие у себя карт минных полей. Дипломат сказал, что после давления международного сообщества азербайджанской стороне были переданы карты, охватывающие небольшой участок, а достоверность этих карт составила всего 25%. Одним из свидетельств этого служит тот факт, что более 55% минных инцидентов, произошедших в последнее время, зафиксировано за пределами территорий, отмеченных в этих картах.
Было отмечено, что Баку регулярно призывает международное сообщество к принятию последовательных мер для поддержки устранения минной угрозы в Азербайджане, в том числе предоставления Арменией карт минных полей.
Франция
Гаджизаде напомнил, что Франция заняла откровенно антиазербайджанскую позицию во время Отечественной войны 2020 года и после нее, указав на инициативы, выдвинутые Парижем против Баку в Совете Безопасности ООН, Евросоюзе, Франкофонии и других международных платформах. По словам дипломата, эти действия доказали, что претензии Франции на роль нейтрального посредника совершенно не обоснованы.
Представитель МИД подытожил: «Несмотря на кампанию очернения против Азербайджана, каналы для диалога всегда оставались открытыми с нашей стороны. Мы ожидаем, что французская сторона прекратит подобные действия и положит конец политике против Азербайджана, подрывающей региональную стабильность».
В целом можно заключить, что Азербайджан, как и прежде, открыт к диалогу с целью достижения долгосрочного мира и стабильности на Южном Кавказе. Вместе с тем позиция армянских властей, взявших курс на милитаризацию страны, и пользующаяся в этих целях иностранной помощью, в частности со стороны Франции, создают угрозу мирному процессу.