«Панцирь» против гражданского борта AZAL Спаткай и Ауслендер на Caliber.Az
Трагедия с самолетом Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, потерпевшего крушение вблизи города Актау, по-прежнему в фокусе внимания многих мировых СМИ. Как уже сообщал Caliber.Az, по предварительным итогам расследования было установлено, что самолет AZAL, направлявшийся по маршруту Баку-Грозный, подвергся атаке на подлете в город Грозный системой российской ПВО «Панцирь-С». Более того, в результате использования систем РЭБ российской стороной была полностью парализована система связи азербайджанского борта.
А что думают по данному поводу зарубежные эксперты, к которым обратился корреспондент Caliber.Az?
По мнению белорусского военного эксперта, полковника запаса, эксперта в области авиации и БПЛА Леонида Спаткая, следы поражений на обшивке азербайджанского Embraer дают основание полагать, что в силу трагического стечения обстоятельств самолет мог оказаться в зоне поражения российской ПВО в Чечне, которая вела огонь по украинским дронам, совершившим налет на Грозный.
«Хотя у ЗРПК «Панцирь» есть штатная управляемая ракета со стержневой боевой частью, но она предназначена для больших летательных аппаратов, а для дронов и БПЛА есть другое оружие — малая ракета КП ТКБ-1055 со шрапнельной боевой частью, рассчитанная на уничтожение маломерных целей», — заметил эксперт.
По мнению эксперта, попадания в азербайджанский борт были на пределе дистанции поражения, судя по краям пробоин.
«Предполагать, конечно, можно всякое, очень многое можно услышать от диванных экспертов. Но окончательные результаты должна дать официальная экспертиза. Однако факт — самолет поражен средствами ПВО. Где — надо слушать радиообмен пилотов с диспетчером. Ответ очевиден: Чечня после нескольких атак украинских БПЛА совсем недавно выбила у Москвы ЗРПК «Панцирь» для прикрытия Грозного. Поэтому «Панцирь» — наиболее реальный кандидат», - сказал Спаткай.
По его мнению, хотя причиной случайного попадания в азербайджанский самолет называют погодные условия, в частности туман, но дело в том, что военные, как правило, ориентируются по экранам радаров.
«Азербайджану, пожалуй, стоит прекратить полёты в РФ, т. к. практически любой борт волею случая может попасть под удар ПВО. Страна в состоянии войны, и украинские БПЛА, и ракеты летают далеко, а задерганные ПВОшники могут начать огонь по любой метке, которая будет на экране РЛС», — отметил Л. Спаткай.
В то же время, по мнению израильского военного эксперта, автора военно-аналитического канала в YouTube Сергея Ауслендера, версию о столкновении с БПЛА можно было отмести сразу: такие характерные четырехугольные отверстия больше напоминают следы от поражающих элементов ракет типа российского ЗРПК «Панцирь» или ему подобных зенитных комплексов.
«Ракета, судя по всему, разорвалась неподалеку от самолета в воздухе. Почему такая странная траектория маршрута самолета – стоит задаться вопросом. Даже если предположить, что аэропорт в Грозном не мог принять борт в силу атаки беспилотников, то в регионе имелся целый ряд аэропортов, способных принять Embraer. Это, например, аэропорты Нальчика и Владикавказа – они небольшие, но посадить на них лайнер вполне возможно. Также прямо по пути в Актау, только в три раза ближе, находился аэропорт Махачкалы, но и там почему-то в посадке азербайджанскому борту было отказано. Самостоятельно принять решение лететь в Актау пилот не мог, но он почему-то оказался там. Моя версия – самолет просто направили буквально «подальше» (как говорится, раз и навсегда – концы в воду, когда поняли, что самолет был подбит в результате непрофессиональных действий ПВО). Предположение, что действия российского РЭБ заглушили авионику лайнера, что впоследствии привело к трагическим последствиям, тоже вполне вероятно.
Тут также стоит задаться вопросом – почему так беспечны были диспетчеры аэропорта Грозного, которые не предупредили пилотов самолета об атаке беспилотников еще на подлете к Грозному, не посоветовали отправиться на запасной аэродром? Это был их профессиональный долг», - сказал С. Ауслендер.