Пресловутая ось: послесловие к голосованию в ООН Эксперты на Caliber.Az
Китай решил отказаться от практики «воздержания» при голосованиях в ООН по документам с жесткими формулировками в отношении российского вторжения в Украину. Так, китайская делегация проголосовала за резолюцию Генеральной ассамблеи, где Россия названа «агрессором», следует из данных, опубликованных ООН.
В документе А/77/L.65 «Сотрудничество между ООН и Советом Европы» говорится о беспрецедентных вызовах, которые стоят перед Европой «после агрессии Российской Федерации против Украины, а до этого против Грузии». Резолюция также призывает «возместить ущерб», нанесённый жертвам российской военной агрессии, и «привлекать к ответственности всех тех, кто виновен в нарушении норм международного права».
Помимо Китая, за документ проголосовали также страны, которые российские власти называют дружественными. Среди них — Индия, Бразилия и Турция. Голоса против поступили лишь от пяти государств. Помимо России, это Беларусь, Демократическая Республика Конго, Никарагуа и Сирия. За выступили 122 страны.
Российские дипломаты пытались добиться изъятия формулировки об агрессии из резолюции, но потерпели фиаско, заявил постпред Украины при ООН Сергей Кислица.
В официальном заявлении российского постпредства говорится, что соответствующий параграф «не имеет отношения к проблематике резолюции, а также носит крайне политизированный характер».
Итак, что же вдруг захотел продемонстрировать мировому сообществу официальный Пекин, в открытую поддержав документ, в котором РФ признается агрессором? Что значит этот шаг для китайско-российских отношений в дальнейшем? Как сильно это бьет по позициям Москвы в мире, и к каким событиям способно привести?
На эти вопросы Caliber.Аz ответили известные эксперты по региону.
Как полагает кыргызстанский аналитик, директор Института мировой политики (Бишкек) Шерадил Бактыгулов, голосование по резолюции А/77/L.65 «Сотрудничество между ООН и Советом Европы» в СМИ многих стран преподносится как «победа» одной стороны над другой. Однако это не так.
«Резолюции ГА ООН, в отличие от резолюций, принимаемых Советом Безопасности ООН, носят рекомендательный характер и не имеют обязательной силы для какой-либо страны. Даже резолюции СБ ООН иногда не исполняются. Например, в недавнем прошлом Армения не выполняла рекомендации трех резолюций СБ ООН касательно Карабаха и семи районов Азербайджана, занятых армянской стороной. Поэтому возвращение Азербайджаном этих земель вооруженным путем не вызвало и не должно вызывать возражения или критики со стороны стран-членов ООН или какой-либо международной организации.
Возвращаясь к резолюции А/77/L.65, следует отметить, что практически все изложенное в тексте данного документа, за исключением слова «агрессия», соответствует 12 пунктам «Позиции Китая по политическому урегулированию украинского кризиса». В оригинале документ называется «Позиция», а не «план» или «программа», как это обозначается в СМИ ряда стран. Некорректная трактовка приводит к некорректным выводам – якобы Китай продвигает свой собственный план разрешения российско-украинского кризиса. Это не так. Официальный представитель Министерства иностранных дел КНР Мао Нин на пресс-конференции 27 апреля 2023 года так обозначила действия Китая в российско-украинском кризисе: «Будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН и ответственной крупной страной, Китай не стал бы сидеть сложа руки и не стал бы подливать масла в огонь, а тем более использовать ситуацию в корыстных целях». Далее она сказала: «Сейчас, когда рациональное мышление и голоса звучат все громче, важно воспользоваться возможностью и создать благоприятные условия для политического урегулирования кризиса. Есть надежда, что все стороны серьезно поразмыслят над украинским кризисом и совместно изучат пути установления прочного мира и безопасности в Европе посредством диалога. Китай будет продолжать содействовать мирным переговорам и прилагать свои усилия для скорейшего прекращения огня и восстановления мира. Пекин направит Специального представителя китайского правительства по делам Евразии в Украину и другие страны для углубленного общения со всеми сторонами по политическому урегулированию украинского кризиса».
Слова Мао Нин важны для понимания нижеследующего. Китай, Индия и Бразилия («тройка» крупнейших развивающихся стран) не являются стороной российско-украинского кризиса. Эти страны не поставляют оружие и боеприпасы в зону этого конфликта, не обучают военнослужащих, не выделяют деньги на войну. Поэтому данная «тройка» находится в лучшей ситуации для того, чтобы фасилитировать переговорный процесс, потому что они могут выступать в качестве незаинтересованной стороны, чего не скажешь про США, Великобританию и ЕС. В заявлениях их лидеров прослеживается стремление «нанести поражение» России. Поэтому они являются «ангажированной» стороной кризиса. В таком статусе вести с ними переговоры о мире бессмысленно. Это переговорный тупик, т.к. у сторон данного кризиса в лучшем случае есть только заявления ультимативного характера», - считает Бактыгулов.
По его словам, голосование Китая, Индии и Бразилии по резолюции А/77/L.65, в преамбуле которой упоминается агрессия России, усилило позиции этих стран в качестве наиболее вероятных и влиятельных фасилитаторов переговоров о прекращении кризиса в Европе. «Тройка» этих стран, поддержав данную резолюцию, тем самым продемонстрировала всем свою приверженность к миру – получилась формула «ни нашим, ни вашим», т.е. они не выступают в качестве пророссийской или проукраинской стороны.
«Более того, Китай неоднократно заявлял о том, что выделяет и будет выделять деньги на мир в Украине. Если вспомнить знаковые события, предшествовавшие голосованию, то это визит президента Франции Макрона в Китай, во время которого он, среди всего остального, попросил Си Цзиньпиня провести телефонный разговор с президентом Украины Зеленским. Через несколько дней такой телефонный разговор состоялся, а спустя некоторое время в ООН прошло голосование по резолюции А/77/L.65. Эти знаковые события в прессе упоминаются с прилагательным «впервые» - впервые президент Франции попросил главу Китая позвонить президенту Украины, впервые с 2022 г. состоялся телефонный разговор глав Китая и Украины, впервые Китай и др. поддержали резолюцию со словами «агрессия России».
Резюмируя сказанное выше, можно утверждать, что Китай является для всех сторон украинского кризиса планом «Б», на случай если у одной стороны кризиса не получится добиться перевеса. Кризисы и конфликты заканчиваются по согласию сторон. Что касается «победоносного» характера ряда статей, то они больше относятся к описанию процесса голосования. За каждой резолюцией ГА ООН или СБ ООН стоит работа дипломатов в кулуарах по получению голосов других стран. Ведь от имени страны голосуют ее дипломаты. Иногда некоторые проекты вызывают противодействие какой-то страны или группы стран. Поэтому каждая резолюция, принятая голосованием, всегда является «победой» страны, продвигавшей резолюцию», - считает директор института.
Казахстанский политолог и общественный деятель Арман Шураев нашел нужным отметить, что последнее заседание ООН – это даже не пощечина, а жесткая затрещина российской дипломатии.
«Я думаю, наступил именно тот момент, когда традиционные союзники, которые предпочитали может быть просто воздерживаться, показали, что они устали уже объяснять российскому руководству, что в ХХI веке есть и другие пути решения различных конфликтных ситуаций. Поэтому я думаю, что это голосование стало определяющим», - говорит он.
По его мнению, Китай перешел рубикон, та же Индия поддержала потолок цен на российскую нефть.
«И я думаю, это жесткий знак для России. Сверхдержавы и региональные державы показали сегодняшнее место России на политической карте мира. Мы увидели, что Россия встала вровень с теми странами, которые поддержали ее в этом голосовании – то есть, с Беларусью, Никарагуа, Конго и Сирией.
Я думаю, это начало конца РФ. Это сигнал сворачивать так называемую специальную военную операцию лично для Путина.
Считаю, что это консолидированная позиция, которую обсуждали между собой и турецкие, и бразильские, и китайские дипломаты до голосования, потому что на сей день поддерживать Россию даже словесно — значит поддерживать токсичные отношения. И это может не очень хорошо сказаться на самих этих державах. Я могу сказать, что туркам, китайцам и индийцам уже ясно, что Россия не является никакой сверхдержавой. Это просто региональное болото», - заключил казахстанский эксперт.