«Проблемы Армении уже никого не интересуют» Экспертные мнения на Caliber.Az
Как будет выстраиваться внутренняя политическая ситуация в Армении на фоне последних событий? Оппозиционеры (по сути, представляющие прошлую власть - карабахский клан), требующие отставки Пашиняна, уже 27 сентября утром не вышли в центр Еревана с протестами. В последние дни полиция проводила массовые задержания участников акций протеста. Площадь Республики в Ереване пуста, город успокоился впервые с 19 сентября.
То есть, выступления в армянской столице, связанные с недовольством властями страны, прекратились в среду. Хотя в прошлые дни оппозиционеры регулярно перекрывали улицы, устраивали митинги у здания правительства и участвовали в стычках с полицией, что вело к массовым задержаниям.
То есть, по каким-то причинам представители прошлой власти прекратили уличную активность. Скорее всего, потому что наиболее деятельные из демонстрантов без жалости вычленялись из толпы, скручивались и отправлялись под арест.
Но теперь на свет выходит новый фактор, и ситуация может вновь резко измениться – в Армению прибыли армяне из Карабаха, которые вряд ли находятся в благостном настроении. Вот в их лице армянская оппозиция (чьи лидеры, повторим, выходцы из Карабаха) и может найти себе армию сторонников для уличных выступлений. Сможет ли выдержать такой натиск правящая команда Пашиняна? То есть, велик ли ресурс поддержки среди народных масс у правительства в теперешней обстановке?
Эти моменты комментируют для Caliber.Аz известные иностранные эксперты.
Политический аналитик Казбек Бейсебаев (Казахстан) счел нужным сказать прежде всего, что политическое противостояние в Армении проходило как раз по карабахской проблеме и по вытекающим отсюда разным факторам.
«Если сказать упрощенно, то борьба проходила между так называемым карабахским кланом и теми, кто ему противостоял. На днях Азербайджан окончательно и бесповоротно решил карабахский вопрос. Это значит, что внутри самой Армении карабахская тема из реального измерения переходит в иную плоскость. Примерно, как гора «Арарат» (кавычки – ред), которую армяне считают своей, но которая де-факто и де-юре находится на территории Турции.
В какой-то степени благодаря Карабаху Армения привлекала внимание мировой общественности и, конкретно, ведущих мировых игроков. После того, как Азербайджан полностью восстановил свою территориальную целостность, этим мировым игрокам нет особого смысла поднимать тему Карабаха. У них противостояние проходит в других местах», - полагает Бейсебаев.
Кроме того, Ереван сделал всё, чтобы испортить отношения с Россией и теперь обвиняет ее во всех грехах, отмечает он.
«И это при том, что Россия являлась гарантом не только безопасности Армении, но и ее существования как государства. Поэтому, будут ли новые протесты, сможет ли армянская оппозиция смести премьера Пашиняна - всё это чисто внутреннее дело Армении и армян. Скажем так, Армения осталась одна со всеми своими проблемами, которые других уже не интересуют», - считает Бейсебаев.
Экс-советник президента Грузии по вопросам внешней политики, аналитик Тенгиз Пхаладзе отметил, что вопрос, конечно, очень сложный, и однозначно на него ответить не сможет, наверное, никто.
«Ситуация в Армении на самом деле непростая, и я согласен, что она накаляется. Однако мне все-таки кажется, что команда Пашиняна выдержала очень серьезный удар и в принципе проявила серьезную бдительность и рациональность, и я надеюсь, что реваншистам не удастся взять власть, поскольку это станет возвращением в прошлое. Думаю, что в общих интересах региона мир, развитие, нормализация отношений. И мы просто все должны понимать, что государственный суверенитет должны уважать все, и, исходя из этого, выстраивать отношения. Если это удастся, будет очень хорошо, и я надеюсь на это. Если Армения сможет построить отношения и с Азербайджаном, и с Турцией, то это пойдет на благо всем. Территориальную целостность государств должны уважать все и, основываясь на этих принципах, строить свое будущее. Естественно, мы хотим, чтобы это будущее было мирным и приносило бы процветание нашим странам и новым поколениям.
Опять-таки, я понимаю все эмоции, однако мы должны руководствоваться именно долгосрочными национальными интересами, а это предполагает дружбу и нормальные взаимоотношения между народами, не дающие повод нашим противникам устраивать провокации для дестабилизации ситуации в наших странах», - сказал Пхаладзе.