Пугающий антисемитизм во Франции: евреям тут не рады Гуревич и Непомнящий на Caliber.Az
Главный раввин Большой синагоги Парижа Моше Себбаг призвал евреев уезжать из Франции после состоявшихся там парламентских выборов. «Сегодня ясно, что у евреев во Франции нет будущего, — сказал газете Jerusalem Post Моше Себбаг. — Я советую каждому молодому человеку уезжать в Израиль или в более безопасную страну. Многие еврейские семьи раньше не могли и подумать голосовать за «Национальное объединение», но в последнее время левые стали антисемитами. Евреи оказались посередине и не знают, кто их больше ненавидит».
По словам Себбага, левые поддерживают массовую иммиграцию во Францию. Но многие мигранты не готовы становиться частью французского общества. И среди них сильны антисемитские настроения.
Однако тут стоит сказать, что, как ни крути, мигранты отнюдь не составляют большинства населения в многомиллионной Франции. Так почему же вдруг в этой стране усилились антисемитские настроения? Причем настолько, что главный раввин крупной синагоги вынужден призывать еврейскую молодежь Франции уезжать из этой страны навсегда. Чем объяснить такое странное изменение в отношении к еврейской общине?
Своим мнением об этом поделились с Caliber.Az израильские эксперты.
Аналитик, журналист Михаил Гуревич отмечает, что действительно, евреи всего мира в последние годы, и особенно начиная с 7 октября прошлого года, наблюдают всплеск антисемитизма в исполнении так называемых «новых левых».
«Произошел весьма любопытный момент: до Второй мировой войны основными антисемитскими силами были обычно представители европейских правых. Собственно, апофеозом этого стал немецкий нацизм. А левые партии и движения, наоборот, выступали против антисемитизма, и многие евреи были профессиональными членами этих движений. Сегодня же мы наблюдаем обратный процесс, когда постколониальная теория, вокизм и новая левая теория выступают против Израиля, против права евреев на самоопределение, собственно говоря, по факту поддерживая отношение к Израилю как к террористическому государству, которое якобы проводит геноцид и прочие ужасные вещи. Причем, что весьма немаловажно, распространяют это отношение не только на израильтян, но на евреев в целом. То есть, евреи, не являющиеся гражданами Израиля, как бы лишены презумпции невиновности, они должны доказывать, что выступают против того, что делает еврейское государство, не поддерживают политику правительства Нетаньяху и т. д., и т. п. То есть, должны занимать активную позицию, и только в этом случае получают если не индульгенцию, то некоторого рода прощение», - рассказывает аналитик.
По его мнению, во Франции эта ситуация особенно ухудшается в связи с массовой миграцией из стран – бывших французских колоний.
«Выходцы оттуда сегодня являются, наверное, наиболее активными носителями вот этого нового антисемитизма, который совмещен с антисионизмом и антиизраилизмом – некой такой гремучей смеси. Это с одной стороны.
С другой стороны, правые, как я уже сказал, имеют долгую историю антисемитизма, и многие еврейские общины, в первую очередь французская, имели и имеют предубеждение к французским правым, к «Национальному объединению». Все помнят, что папа Марин Ле Пен, основатель этой партии, был ярым антисемитом и позволял себе много заявлений в таком духе. Несмотря на то, что Марин Ле Пен борется с этим, надо сказать, что евреи Франции не сильно пока доверяют этому. И очень много в Израиле говорится, что вот этот правый поворот, который все наблюдают по итогам минувших выборов в Европарламент, конечно, номинально выглядит как бы за Израиль и против этих проХАМАСовских демонстраций, но не следует обольщаться, в любой момент эти движения также могут быть направлены против евреев.
Конечно, главный раввин Большой синагоги Парижа имеет право на свое высказывание. Надо сказать, что очень много французских евреев за последние десятилетия уехали из Франции, волны репатриации французских евреев во многом сопоставимы с количеством евреев, репатриирующихся из государств постсоветского пространства. В некоторые годы, в десятые, например, они даже обгоняли численно евреев, которые выезжали из бывших республик СССР. Но при этом, если нет угрозы физической безопасности, задача раввина - находиться рядом с паствой, обслуживать ее религиозные нужды. Это не католицизм, у нас нет какой-то строгой иерархии, мол, вот это самый главный раввин и он имеет право что-то диктовать. Следует прислушаться к этому мнению главного раввина из Парижа, и прежде всего это должны сделать французские власти, они должны задуматься о том, где проходит та красная черта, за которой свобода слова превращается в свободу насилия, провокаций, погромов и по сути ненависти к евреям. Честно говоря, наблюдая за новостями из Франции, трудно отделаться от впечатления, что эта грань если не перейдена, то ее регулярно пробуют на ощупь, и это происходит повсеместно.
Почему так произошло? Безусловно, 7 октября оказало влияние. И в этом отношении мировая пресса, которая в первую очередь показывает картинки из Газы, тамошние разрушения, сводки их минздрава, который полностью подотчетен ХАМАСу, проявляет однобокость, которая накладывает свой отпечаток. Конечно, здесь есть большой прокол израильской пропаганды, ее сегодня практически не слышно, и вопрос, кто должен этим заниматься – евреи или Израиль как государство? Хотелось бы, чтобы этот прокол был исправлен. Но в любом случае подобного рода события являются лакмусовой бумажкой – что-то произошло, и мы видим последствия. Вок-культура, вок-активизм, постколониальная культура и теория привели к некоему мощному перекосу, за который расплачиваться придется не только евреям, но и многим жителям Европы и Запада в целом. Западу, наверное, предстоит еще раз переосознать свои ценности, понятия добра и зла, переосознать, что является терроризмом, а что борьбой, что является колониализмом, а что таковым не является. И что такое двойные стандарты, которые начали приводить к тому, что призыв к уничтожению Государства Израиль вдруг начал восприниматься практически как естественное проявление свободы слова. Это странное проявление», - считает Гуревич.
В свою очередь публицист Александр Непомнящий отметил, что, к сожалению, для французского общества антисемитизм является давней и едва ли не хронической болезнью.
«Вместе с тем после Второй мировой войны, когда стали известны масштабы катастрофы европейского еврейства, на фоне чудовищных преступлений нацистов в отношении евреев, традиционный французский антисемитизм в значительной мере поутих. Однако в последние три десятилетия он стал проявляться всё сильнее, прежде всего из-за резкого увеличения во Франции числа радикальных джихадистов и смежных с ними организаций, как среди мигрантов, так и их потомков, уже родившихся во Франции, составляющих более чем заметную часть современного французского общества.
В последние же годы во Франции, как, впрочем, и во многих других странах Запада, где благодаря иммиграционной политике, продвигаемой левыми партиями, успели сложиться большие общины радикальных джихадистов, масштабы преследований, нападений и даже убийств евреев стали катастрофическими. Всё это происходило при попустительстве, если не сказать больше, левых политических движений, чьи позиции в последние годы стали откровенно антиизраильскими и юдофобскими.
На этом фоне проявления традиционного антисемитизма французских правых стали практически незаметны. Более того, даже те французские правые националисты, которых можно было бы отнести к рудиментарным антисемитам, если и недолюбливают своих евреев, как правило, с пониманием и симпатией относятся к Израилю, полностью поддерживая идею национального еврейского государства. Именно к таким правым относятся лидеры победившей на последних выборах партии «Национальный фронт» (некогда считавшейся чуть ли не радикальной и пронацистской). В частности, Марин Ле Пен поддерживает дружеские связи со многими израильскими правыми политиками, считая, что Франции есть чему поучиться у Израиля в плане умения защищать свои национальные интересы», — рассказывает эксперт.
Вместе с тем, считает он, высокая вероятность перерастания нынешних стычек в полномасштабную гражданскую войну ощущается во Франции как никогда.
«В этой ситуации евреи действительно могут оказаться одной из главных жертв. Именно так, мне кажется, следует понимать опасения, озвученные раввином Себбагом.Я же, со своей стороны, как убеждённый сионист, то есть человек, считающий, что эпоха двухтысячелетнего еврейского бродяжничества, в том числе и по Европе, закончилась — теперь у евреев есть своё национальное государство, с которым им и стоит связывать своё будущее, — полагаю, что для еврейской молодёжи Франции самым правильным действительно является возвращение в Израиль», - сказал А. Непомнящий.