Рамочный договор между Баку и Ереваном: декларация или нечто большее? Размышления Орхана Амашова
«Рамочное мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией к концу 2023 года стало более вероятным, чем когда-либо, но не настолько, чтобы считать его предрешенным», - утверждает Орхан Амашов в очередном выпуске цикла передач «Размышления».
По мере приближения конца 2023 года разговоры о подписании азербайджано-армянского мирного соглашения приобретают ощутимую актуальность. Действительно, после полного восстановления суверенитета Азербайджана над Карабахом шансы на заключение соглашения значительно возросли. Армения после 70-дневной задержки ответила на предложенный Баку вариант мирного договора, а состоявшаяся 30 ноября встреча комиссий по делимитации границы является свидетельством возобновления реальных двусторонних контактов в дополнение к цифровой дипломатии.
Задержка с ответом Армении, предположительно, была обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых, Ереван, возможно, надеялся на более серьезную и значимую реакцию на действия Азербайджана после контртеррористических мероприятий, проведенных 19-20 сентября в Карабахе. Во-вторых, в Ереване действительно были определенные ожидания, связанные с делом, рассматриваемым в Международном суде ООН, и некоторые надеялись, что временные меры суда смогут бросить тень на суверенитет Азербайджана.
Эти надежды не оправдались. После того как Баку продемонстрировал силу перед лицом давления Вашингтона, что привело к короткому периоду напряженности между Азербайджаном и США, Ереван был вынужден заново осознать - если можно так выразиться - что будущее будет строиться на двусторонней основе.
Реальность, с которой сталкиваются стороны, заключается в том, что сейчас есть хорошая возможность для подписания договора. Вопрос в том, какое соглашение могут подписать Баку и Ереван и что может помешать такому развитию событий.
На данном этапе мы не говорим о детальном и всеобъемлющем мирном договоре. Речь идет о рамочном мирном соглашении, которое не положит конец всем разногласиям между сторонами, но которое должно стать документом о нормализации, содержащим принципы, завершающим процесс, начавшийся после 10 ноября 2020 года, и закладывающим основу для дальнейшего прогресса, который впоследствии должен вылиться в полноценное межгосударственное мирное соглашение.
Крайне важно, чтобы согласованные принципы были одинаково восприняты сторонами, не оставляя места для опасной двусмысленности, которая впоследствии может привести к трениям и новому витку эскалации. Например, разногласия между Баку и Ереваном по некоторым пунктам Трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года стали причиной того, что напряженность не снижалась вплоть до сентября 2023 года.
Также возникает вопрос, насколько далеко Баку и Ереван должны продвинуться в вопросе разблокирования коммуникаций и насколько четкой должна быть позиция по Зангезурскому коридору к моменту подписания рамочного мирного соглашения. Документ, по всей видимости, будет включать принцип суверенитета и взаимности в отношении путей сообщения, и вопрос в том, как Россия отреагирует на отказ от 9 пункта Трёхстороннего заявления.
Теоретически и практически Баку и Ереван действительно могут договориться о новом соглашении на двусторонней основе, что заставит Москву неохотно согласиться. Например, когда Азербайджан и Армения договорились о взаимном признании территориальной целостности и суверенитета в Праге, Россия была вынуждена согласиться с этим. Пока нет четкого ответа, как Кремль отреагирует на этот раз, и возможное препятствие со стороны Москвы может оказаться весьма проблематичным.
Другой возможной помехой могут стать разногласия между Баку и Ереваном по вопросу анклавов и некоторые позиционные изменения на условной государственной границе, произошедшие после эскалации в сентябре 2022 года.
Мне кажется, что Баку хочет заключить рамочную сделку, обозначающую нечто большее, чем декларация, имеющая определенное содержание. В то время как Еревану нужно соглашение, чтобы быть уверенным в математических контурах своей территории и избавиться от российского элемента контроля над Зангезурским маршрутом.
Конечно, общий ландшафт трений между Баку и Ереваном гораздо сложнее. Но сегодня я должен быть краток не только потому, что краткость - сестра таланта, а многословие - враг ясности, но и потому, что многое еще не приобрело определенную форму, чтобы мы могли понять, насколько вероятно перспективное рамочное соглашение.
Если коротко, то азербайджано-армянское мирное соглашение сейчас более вероятно, чем когда-либо, но не настолько, чтобы мы могли считать его предрешенным.