Саммит ОТГ в Шуше: конструктивная сила в рушащемся мире Аналитика Сергея Богдана
Неофициальный саммит Организации тюркских государств (ОТГ) собрался в субботу в Шуше в условиях растущего значения стран-участников на глобальной арене. Новая геополитическая реальность усилила тюркские страны на фоне разрыва бесчисленных международных связей в Евразии и на Ближнем Востоке. В результате эти страны стали ключевыми партнерами для «коллективного Востока», ибо без них слабеет ШОС и теряет смысл ОДКБ. Они важны и для «коллективного Запада» — без них Европа утратит важнейшие пути в Азию и жизненно важные источники энергоносителей.
От самих тюркских стран зависит — просто ли пользоваться возникающими возможностями пока они есть или же взять процессы под контроль — отстаивая и закрепляя свою новую роль в мире и перестраивая международный порядок в своем регионе и за его пределами. ОТГ имеет на это моральное право и даже несет некоторую ответственность перед человечеством, которое сверхдержавы Запада и Востока довели до нынешних экономических и политических катастроф и гонят дальше на край пропасти ядерной войны или же гарантированного климатического коллапса.
Ответ на провал западной глобализации
В субботу на саммите в Шуше собрались президенты и вице-президенты стран членов ОТГ — Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Турции и Узбекистана. В качестве наблюдателей присутствуют также главы государств-наблюдателей при Организации. Президент Ильхам Алиев еще в ходе инаугурации 14 февраля с. г. назвал ОТГ одним из приоритетов для внешней политики Азербайджана. По его словам, «это для нас — основная международная организация, потому что это наша семья. У нас нет другой семьи. Наша семья – это тюркский мир. Если кто-то считает, что мы должны искать семью в другом месте, то могу сказать, что нигде нас не ждут и уже не скрывают этого».
Саммит в Шуше послужил концептуальному и практическому развитию этих слов. Чтобы выстроить совместное будущее, а не погружаться в беспросветную ностальгию о легендарном прошлом и общих корнях, ОТГ предстоит поставить перед собой передовые по своему содержанию задачи и сплачивать своих членов как передовой блок в выполнении этих задач и на региональном, и на глобальном уровне. Только так, через работу над вопросами, которые пойдут на пользу и самой ОТГ и всему человечеству, возможно добиться развития здоровой солидарности и интеграции тюркского мира, который станет авангардом, не закрываясь и от любых других стран, желающих участвовать в соответствующих усилиях — примером чему являет Венгрия.
Такие выводы можно сделать из повестки дня шушинского саммита. Основной его темой стала «Транспортная сеть и построение устойчивого будущего на фоне изменения климата». Она объединяет два крупных блока вопросов, которые важны и для членов ОТГ, и для континента, и для мира. Во-первых, развитие транспортной инфраструктуры в регионе позволит тюркским странам более успешно решать задачи обеспечения коммуникаций между Европой и Ближним Востоком с одной стороны и Дальним Востоком, с другой. Речь идет о значительной части тех потоков, которые прежде шли по более северным (через Россию и Восточную Европу) и южным маршрутам (через Суэц). Все это уже переходит в практическую плоскость — на самаркандском саммите 2022 года было подписано соглашение об упрощенных таможенных коридорах. Азербайджан стал первой страной, приступившей к его реализации в прошлом году.
И когда тюркские страны выстраивают новые связи между регионами, то они не просто создают для себя новые источники доходов, а получают шанс повлиять на более серьезные, мировые процессы. Посудите сами, в последние годы на всех западных глобальных площадках — от Всемирного экономического форума в Давосе до Международного валютного фонда и Всемирного банка — звучат жалобы на нарастающую «деглобализацию». Всемирная торговая организация (ВТО) каких только формулировок не изобретает, только бы не называть вещи и процессы своими именами — и дефрагментация, и разделение на блоки. Хотя давно пора прямо сказать о крахе либеральной глобализации, выстроенной Западом в своих интересах.
В этих обстоятельствах тюркские государства могут «сшить» вместе несколько ключевых регионов планеты, прежние пути коммуникации между которыми оказались разорваны. Это позволит смягчить последствия распада западноцентричной глобализации и перевести ее в новые формы. Какие — это определят в т.ч. и тюркские государства и в этом их участии состоит коренное отличие новой глобализации от прежних ее вариантов, продвигавшихся мировыми империями и сверхдержавами.
Во-вторых, лидеры тюркского мира стран обсуждают в Шуше меры адаптации к изменению климата. Хотя западный мир переключился с проблем изменения климата на вопросы ведения войны против глобальных конкурентов, сам процесс климатических изменений напоминает о себе ежедневно природными аномалиями и в итоге поставит под вопрос выживание человечества. Изменения климата бьют по почти всем членам ОТГ, равно как и по всем странам, расположенным в засушливом климате. Вернуть вопросы изменения климата в глобальную повестку дня — значит не только поднять знамя борьбы за интересы и само выживание абсолютного большинства человечества, но и защитить интересы тюркских государств.
Энергоносители для Европы и подступы к Китаю и Индии
Но обладают ли тюркские страны необходимыми ресурсами и достаточно сильными позициями, чтобы замахиваться на столь амбициозные цели? Уровень их развития действительно отличается и проблемы есть у всех. Но возможности стран ОТГ в последние годы преумножились вследствие глобальных потрясений.
Начнем с того, что саммит ОТГ выглядит как своевременный волевой шаг по выработке общих позиций в условиях роста роли тюркских государств в связи с дефицитом энергоресурсов в ЕС, вызванным отказом от российского газа. В среду стало известно, что Евросоюз пытается заключить контракт с российским «Газпромом» на поставки в новом году или же нарастить поставки газа из Азербайджана по Трансанатолийскому газопроводу. Такое увеличение поставок в перспективе влечет за собой и развитие инфраструктуры для прокачки и подключение центральноазиатских тюркских государств как поставщиков.
Однако самым важным контекстом саммита ОТГ стала состоявшаяся на этой неделе в Астане встреча в верхах государств-участников Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В принятой в Астане декларации члены организации подтвердили, что ядром организации являются страны Средней и Центральной Азии. Иными словами, преимущественно тюркские республики.
И значение этого факта трудно переоценить. Ведь ШОС не просто «китайский проект», но и объединение десяти государств, в котором все активнее работают даже такие крупные государства как России, Пакистан, Индия и Иран. В этих странах живет более 42% человечества и производится 32,6% мирового ВВП (по паритету покупательной способности). О нарастании взаимодействия свидетельствуют и результаты астанинской встречи, на которой подписана не только довольно содержательная декларация, но и 24 соглашения о сотрудничестве. В астанинской встрече принял участие и Азербайджан как партнер ШОС по диалогу с 2016 года.
Таким образом, повестка дня саммита в Шуше взаимосвязана с предыдущими дипломатическими шагами руководства Азербайджана. Встреча так или иначе поможет тюркским республикам скоординировать свои позиции и в отношении ШОС и Китая - ведь центральноазиатские государства уже давно участвуют в китайских глобальных проектах. Вырабатывая свою консолидированную позицию или хотя бы ведя консультации по развитию коммуникаций в ключевом для Пекина регионе планеты, члены ОТГ и их союзники не формируют некую деструктивную оппозицию — напротив выработанная таким образом их консолидированная позиция позволит ускорить и процессы принятия решений в ШОС. Конечно, такая позиция позволит защитить и их интересы в рамках ШОС — в этом нет ничего зазорного, даже ближайшие союзники в международной политике порой жестко спорят и это идет только на пользу выработке взаимоуважительных и равноправных отношений — история американо-израильских отношений изобилует такими примерами.
Значение тюркских государств для Китая трудно переоценить. Исторически периоды расцвета китайской государственности и подъема тюркских государств Центральной Азии по времени зачастую совпадали и, вероятно, способствовали друг другу. Исследователь из Узбекистана Дильноза Дутураева недавно опубликовала книгу о том, как в Средние века тюркские земли обеспечивали связи Китая с внешним миром, точнее с тогдашним Ближним Востоком и Европой, а также стабильность на подступах к китайскому государству. Причем, она подчеркивает, что тот Шелковый путь существовал благодаря не только уйгурам, но и узбекам с казахами. Упадок Китая и тюркских государств начался с выстраивания европейцами морского пути на Дальний Восток и установления ими западного контроля над этими морскими путями сообщения. Это ударило тогда по всем странам, расположенным вдоль Великого шелкового пути — от Центральной Азии до Кавказа и Османской империи. Сейчас, в условиях ослабления Запада, у этих стран появился исторический шанс вновь увеличить свой вес в мировой политике и экономике, вновь, пускай и по-новому, выстроив континентальные пути сообщения.
Нынешнее развитие ОТГ — начиная с основания «Тюркского совета» в 2009 году до ее расширения за счет вступления Узбекистана в 2018 году и переформатирования в 2021 году — происходило параллельно развертыванию китайской инициативы «Пояс и путь». Оно в некотором роде подготовило тюркские страны к выработке коллективных тюркских ответов на китайские инициативы, к шагам навстречу — но шагам не поспешным, по первому мановению руки Пекина, а взвешенным и суверенным, ведущим к совместному движению навстречу.
В глобальном масштабе тюркские государства сейчас имеют реальные шансы определить контуры многих компонентов нового миропорядка. Без партнерства с тюркскими государствами тяжко придется Европе, РФ, КНР и ряду других крупных государств. А без их активной конструктивной роли по противодействию разрыву мировой экономики алчными империалистическими государствами и по перестройке международных связей шансы мира на избежание глобальной бойни резко снизятся. То же касается и области политики — не зря на сегодня самым реалистичным вариантом для начала переговоров о прекращении российско-украинской войны вновь стали наработки по результатам переговоров в Стамбуле, достигнутые в свое время благодаря посредничеству руководства Турции.