США — РФ — КНР: звездные войны не за горами? Мирный космос пал жертвой милитаризации
Министерство госбезопасности Китая сообщило о раскрытии «многочисленных случаев шпионажа в аэрокосмическом секторе за последние годы», причиной чего Пекин определил намерение внешних сил «сдержать и подавить» страну. Правда, название государства-шпиона обнародовано не было, однако адресат месседжа вполне очевиден. Дело в том, что еще в феврале 2024 г. Вашингтон озвучил планы масштабной реорганизации своих военно-воздушных и космических сил из-за «растущей угрозы вооруженного противостояния с Китаем» и необходимости «сохранения конкурентоспособности».
В ответ на что «наибольшей движущей силой по милитаризации космического пространства» Минобороны Китая очертило Соединенные Штаты, которые вследствие определения космоса «территорией боевых действий» стали «самой большой угрозой космической безопасности». Также Пекин зафиксировал факт «злонамеренного отслеживания» со стороны Белого дома «космических аппаратов других стран с опасным приближением к ним», что «создает риск столкновения».
Следом агентство Reuters распространило информацию о подписании еще в 2021 г. со стороны SpaceX Илона Маска контракта на сумму почти 2 млрд долларов с Управлением военно-космической разведки, контролируемым Пентагоном. Отмечалось наделение спутников-шпионов возможностями отслеживания целей в любой точке региона с одномоментным доведением данных до заинтересованных кругов.
В целом, в таком ходе событий ничего удивительного нет, так как оборонное ведомство США далеко не сегодня начало готовиться «к будущему конфликту в космосе с Россией и Китаем», обосновывая свою доктрину развертыванием этими странами ракет и лазеров, способных «выводить из строя спутники и нарушать военные и гражданские коммуникации». Важным ходом для противодействия чему в США посчитали выведение на орбиту сети спутников-шпионов для «поиска, обнаружения и отслеживания объектов из космоса» — в целях своевременного обнаружения угроз в отношении американских систем, в особенности вследствие неисключения «применения российского противоспутникового оружия с ядерным оружием».
В контексте рассматриваемого обратим внимание на наложенное Россией в апреле с. г. вето в СБ ООН на американо-японскую резолюцию «О запрете размещения на земной орбите ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения». Как отмечается в данной связи, РФ сочла этот документ «лукавым планом», сославшись на отказ США включить в текст предложенную Москвой поправку «Относительно неразвертывания в космосе вооружений любого вида».
Параллельно этому по линии постпредства КНР при ООН наибольшей проблемой переживаемого исторического периода было очерчено «стремление к гегемонии в космическом пространстве отдельных сверхдержав», определивших космос «оперативным рубежом» и развернувших «наступательное космическое оружие». По убеждению Пекина, создание «военного союза в космическом пространстве» серьезно подорвало «мирное предназначение космоса, увеличив риск возникновения военных конфликтов».
Таким образом, в настоящий момент геополитика космоса стала заметнейшей частью геопротивостояния в мире, прежде всего между США и Китаем, хотя, как просматривается, и позиции Москвы на данном поле занимают далеко не последнее место. В подтверждение чего эксперты ссылаются на распространенную еще в 2014 г. информацию о планах России создать в 2016–2025 гг. мощнейшую группировку спутников для «дистанционного зондирования Земли». В свете чего ожидалось дополнительное поступление на орбитальную площадку около 30 новейших космических аппаратов, в полной мере могущих «соответствовать требованиям от Министерства обороны РФ к объемам, качеству и скорости решения поставленных задач».
Однако нельзя не отметить, что тема «космической разведки» довольно актуальна и для других регионов. Так, в конце 2023 г. прошла информация о подтверждении соответствующими структурами Японии, США и Южной Кореи вращения на орбите Земли «некого объекта», могущего быть запущенным из Северной Кореи. Как вскоре было обнародовано, КНДР осуществила запуск своего спутника, и, по сообщению из Пхеньяна, план по успешному выпуску разведспутника «Маллиген-1» оказался реализованным (для перманентного контроля антипхеньяновских шагов внешних сил).
Ну а менее месяца назад Университет Турецкой ассоциации аэронавтики довел до общественности информацию о проведении исследований по определению орбиты спутников в целях «повышения осведомленности Турции о космической ситуации и расширения ее возможностей». Как отмечалось, одной из 10 задач Национальной космической программы Турции является «наблюдение и слежение за космическими объектами с земли», где основным параметром обрисовывается разработка приложения искусственного интеллекта, должного «идентифицировать спутники и космические объекты в небе». Благодаря чему можно будет моментально обнаруживать «скорость, положение и траекторию пролетающих над нашей страной всевозможных космических объектов». Что, в свою очередь, позволит «скрыть те действия, которые мы не хотели бы афишировать перед спутниками-шпионами».
Наверняка вышеприведенные факты однозначно демонстрируют нефантастичность возможности «звездных войн» уже далеко не на экранах ТВ и не в видеоиграх. И на этом фоне приводимые СМИ данные о планируемых Космическими войсками США первых военных учениях на орбите уже не выглядят чем-то нонсенсным.
Теймур Атаев, специально для Caliber.Az