«Теракт в посольстве - беспрецедентный случай в истории азербайджанской дипломатии» Профессор Намик Алиев на Caliber.Az
«Ничто не может заставить Азербайджан оставить дипломатов и членов их семей в стране, где им угрожают новым террористическим актом», - убежден посол, доктор юридических наук, профессор Намик Алиев.
Анализируя для Caliber.Az события в день кровавого инцидента в азербайджанском посольстве в Тегеране и последующие действия нашего государства, дипломат подтвердил, что теракт - вполне достаточная причина для приостановления деятельности диппредставительства.
«В соответствии с нормами международного права и его отрасли - дипломатического права, посольство является органом одного государства, находящимся на территории другого государства для осуществления с ним официальных отношений. Если государства договорились об обмене посольствами, то это свидетельствует об установлении между ними нормальных межгосударственных отношений.
Причем посольства работают на постоянной основе. Прекращение же работы посольства означает, что между странами прерваны нормальные межгосударственные (дипломатические) отношения. А значит эти государства должны предпринять меры к восстановлению отношений, прежде всего путем устранения тех факторов, которые их прервали, привели к эвакуации посольства из страны пребывания.
Теракт, совершенный в отношении посольства Азербайджана в Тегеране - более чем достаточная причина для подобного шага. Ничто не может заставить Азербайджан оставить дипломатов и членов их семей под угрозой нового террористического акта. Иранское государство, правительство обязаны гарантировать безопасность дипломатов и членов их семей, находящихся и аккредитованных в их стране в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года.
В соответствии со статьей 29 этой Конвенции личность дипломатического агента, под которой подразумеваются глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала, неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство», - разъяснил опытный дипломат.
Н. Алиев считает нужным упомянуть в этой ситуации и Конвенцию о защите дипломатов, которая была принята Генеральной ассамблеей ООН в декабре 1973 года.
«Это одна из нескольких «секторальных» контртеррористических конвенций, разработанных в ходе переговоров в рамках Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Она основывается на важных кодификационных документах в области привилегий и иммунитетов, включая венские конвенции о дипломатических и консульских сношениях. Организация американских государств уже в феврале 1971 года приняла конвенцию по этому вопросу. Документ был разработан в ответ на резкое увеличение числа похищений и убийств дипломатических агентов начиная с конца 1960-х годов, таких, например, как убийство посла Федеративной Республики Германия в Гватемале фон Шпрети. Принятие секторальных конвенций, как правило, происходит в ответ на такие события, как угон самолетов, авиационный саботаж, нападение на морские суда и так далее», - добавил профессор.
Н. Алиев особо подчеркнул, что принимающая дипломатов страна, которой в данном случае является Иран, несет ответственность в соответствии с этими важными международными документами.
«В истории современной азербайджанской дипломатии это беспрецедентный случай», - резюмировал посол.