Угроза Вучича и двойные стандарты Совета Европы Комментируют эксперты
Президент Сербии Александр Вучич заявил, что страна может выйти из Совета Европы в случае принятия сепаратистского Косово в состав организации. Об этом сообщает издание Danas. В телеэфире TV Prva Вучич сказал, что Косово могут принять в состав Совета Европы, и если это произойдет, он допускает, что Сербия выйдет из организации. «Посмотрим. Возможно, вам больше нравится иметь в Совете Европы Приштину, чем Белград и Сербию», – сказал Вучич. Он добавил, что Совет Европы «ничего не решает» и выход из него не является проблемой.
Напомним, в прошлом году Вучич проигнорировал саммит Совета Европы в Рейкьявике из-за отказа принять поправку Сербии к декларации, где говорится об уважении к территориальной целостности Украины, Молдовы и Грузии. Белград предлагал добавить формулировку «и всех других стран – членов Совета Европы».
Сербский автономный край Косово и Метохия (таково официальное название этого сепаратистского региона, незаконно именующего себя «Республика Косово») активно стремится к вступлению в международные организации. Сообщается, что более половины стран ООН, включая Азербайджан, Грузию, Молдову, Украину, Испанию, Китай, Словакию, Румынию и т. д., не собираются признавать его независимость, настаивая на приоритете международного принципа территориальной целостности государств.
Что произойдет, если СЕ решится включить в свой состав незаконную «Республику Косово»? Какие последствия это вызовет для самой этой организации и как оно скажется на международной политической стабильности вообще? И не видим ли мы тут явного примера тех самых «двойных стандартов», когда территориальная целостность одних стран поддерживается на 100% (те же Молдова, Украина, Грузия), а другие как будто можно и порасчленять, как это пытаются сделать с суверенной Сербией? В чем тут причина?
Кстати, такое же двойственное отношение, в том числе со стороны СЕ, мы наблюдали и к Азербайджану, и если б не его решительные действия, скорее всего, до сих пор бы тянулась волынка с увещеваниями на тему возможности рассмотрения «независимого» существования карабахской хунты.
Своим мнением об этой ситуации поделились с Caliber.Аz известные иностранные обозреватели.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН (Москва) Станислав Притчин считает, что по большей части происходящее следует расценивать как продолжение политики Запада в отношении подобного рода территориальных проблем, конфликтов.
«В принципе, созданная изначально искусственно проблема признания Косово предполагает, что рано или поздно она будет доведена до конца, то есть, соответственно, признание Косово как полноценного актора. Другого пути у Запада нет. Либо же надо было оставлять эту проблему в каком-то промежуточном варианте. Но, видимо, они решили пойти принципиально дальше, через вовлечение Косово в интеграционные объединения, в международные организации. И Совет Европы был, скорее всего, избран как первоначальный этап, как одна из наиболее «лайтовых» европейских структур с минимальным набором требований к своим членам», — сказал Притчин.
Он отмечает, что этот процесс вступает в противоречие со всеми другими похожими проблемными точками на карте той же Европы. Вспомним хотя бы ту же Каталонию в Испании.
«А причина здесь проста: Запад элементарно не хочет отходить от своих принципов, они являются константой, поэтому менять подходы, пересматривать свои парадигмы даже с учетом меняющейся геополитической ситуации не совсем в интересах Запада. В общем, продолжают гнуть ту же линию, несмотря ни на что.
Если Косово примут в СЕ, то для самой организации в целом глобально ничего не поменяется. То есть для тех государств, которые понимают абсурдность происходящего, конечно же, статус Совета Европы максимально снизится. Ряд стран на постсоветском пространстве вполне четко осознают, насколько контрпродуктивны такие действия. А вот для Европейского союза, для Запада это, в принципе, встраивается в их систему, поэтому они будут продолжать в том же духе с теми же целями», — полагает Притчин.
Доктор политических наук, кандидат философских наук, дипломат Татьяна Полоскова на вопрос, решится ли Совет Европы пойти на шаг с принятием, отвечает: «Почему нет?» «Международное право уже не один год рушится на глазах, превращаясь в простые декларации. А двойные стандарты набирают силу. И, боюсь, скоро вообще станут нормой. Это реалии сегодняшнего дня.
Да, президент Вучич заявил, что в случае принятия в состав Совета Европы сепаратистского Косово Сербия может выйти из этой организации. На мой взгляд, Вучич не пойдет на такой шаг: большинство населения страны не признает независимого края, но и большинство же не хочет рвать связи с европейскими организациями.
Вучич добавил, что Совет Европы ничего не решает. Да, правильно. Кризис международных организаций, превратившихся в кормушку и ничего, по сути, не решающих, давно настал. И ООН тоже ничего не решает. Миром правят транснациональные корпорации, включая криминальные. Именно они формируют лобби в государственных структурах и в международных организациях. Здесь нет ничего нового. Но возникает вопрос: если выйдет Вучич вместе с Сербией из Совета Европы, не вызовет ли это осложнений с другими международными европейскими организациями? С другими странами Европы? Дверью хлопнуть легко. А дальше что? — задается вопросами Т. Полоскова.
По ее словам, со стороны Совета Европы лоббирование вступления Косово в состав этой организации — вопиющее проявление двойных стандартов.
«Если такое решение будет принято, то внутренняя турбулентность Совета Европы усилится. Но я и так не прогнозирую этой организации долгой и продуктивной жизни. Независимо от решения по Косово.
Такие же двойные стандарты Совет Европы демонстрировал по отношению к Азербайджану. Пока руководство Азербайджана при поддержке азербайджанского народа не поставило точку и не освободило Карабах от оккупации. Я уверена, что скоро настанет время реформирования формата, целей и задач международных организаций. Если Вучич хочет взять на себя эту инициативу, тогда многие совершенно искренне пожмут ему руку», — заключила Полоскова.