Уход миротворцев из Карабаха - вопрос времени Экспертные мнения на Caliber.Az
Российский миротворческий контингент покинет Карабах после подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном, заявил на днях бывший армянский премьер-министр Грант Багратян.
«После подписания мирного договора держать там российские войска будет просто бессмысленно. Сегодня это уже проблематично, потому что сейчас данное войско не может и не хочет контролировать Лачинский коридор», — сказал Багратян.
На данный момент Баку и Ереван работают над проектом мирного договора, который может быть подписан в ближайшее время.
Насколько может быть прав армянский экс-премьер в своей оценке и предсказании? Выведет ли Москва свои войска с территории Азербайджана после подписания мирного договора между Баку и Ереваном? Или же напротив, она постарается оставить своих военных в этом азербайджанском регионе любым возможным способом? Какие обстоятельства могут повлиять на то или иное решение Москвы?
Своими мыслями по этому поводу поделились с Caliber.Аz иностранные аналитики.
Как отмечает российский эксперт по Южному Кавказу Константин Тасиц, согласно подписанным документам, пребывание РМК в Карабахе носит временный характер и зависит от урегулирования имеющихся противоречий между армянами и азербайджанцами.
«В Трехстороннем заявлении от 9/10 ноября 2020 г. четко сказано, что каждая из сторон может заявить о намерении прекратить деятельность РМК за полгода до истечения пятилетнего срока размещения. В ноябре 2022 г. президент России Владимир Путин подчеркнул, что дальнейшая судьба российских миротворцев в Карабахе и решение о продлении их мандата будет связано с другими вопросами, в частности, заключением мирного договора, а также делимитацией и демаркацией границы между Арменией и Азербайджаном», - говорит Тасиц.
Как считает руководитель фонда «Украинская политика», аналитик и историк Константин Бондаренко, в случае подписания мирного договора (то есть, документального подтверждения исчерпания конфликта) необходимость в миротворческих силах исчерпывается.
«По международному праву, мандат миротворческих сил прекращается либо продлевается на короткий срок - чтобы убедиться, что договор действительно вступил в силу. Но я не исключаю, что Россия может предложить Армении и Азербайджану некий вариант создания российский военной базы в регионе - например, в обмен на экономические или политические преференции. Однако мне сложно представить, что такого Россия может предложить Азербайджану, чтобы он согласился на такой вариант. Поэтому, скорее всего, вывод войск состоится», - полагает Бондаренко.
«Начнем с того, что я по-прежнему не уверен в подписании мирного договора, - заявил в свою очередь сопредседатель российской политической партии «Демократический выбор», член совета фонда «Либеральная миссия» Сергей Жаворонков. - Азербайджан, насколько я понимаю, хотел бы выжать из ситуации максимум, то есть не только вернуть Карабах, но и обеспечить коридор в Нахчыван, о чем шла речь в заявлении о перемирии. Армения, в свою очередь, хотела бы неких дополнительных гарантий прав армянского населения в Карабахе, кроме общих слов властей о соблюдении законодательства. Ведь есть еще такой вопрос, как трактовка с точки зрения азербайджанского закона событий предыдущих почти 30 лет в Карабахе, что может затронуть значительную часть местного населения».
Но если мирный договор будет подписан, то действительно, нужды в сохранении в Карабахе российского контингента нет ни с армянской, ни с азербайджанской точки зрения, и он должен быть выведен не позднее ноября 2025 года, отметил политик.
«Хотя юридически, впрочем, он там располагается до 2025 года вне связи с мирным договором. После же, полагаю, у РФ не будет ни юридических оснований, ни фактической возможности оставить его там. Потому думается, что нынешние власти РФ такого мирного договора не хотели бы, но с другой стороны, они не хотят и поддержать нынешние власти Армении, а у тех возникает вопрос - а зачем нужен контингент (кстати, не только в Карабахе, но и базы в самой Армении), если он не собирается вмешиваться в противостояние с Азербайджаном (тогда как, с точки зрения внутренней политики Армении, этот контингент должен вмешиваться)», - заключил С.Жаворонков.