«Внешний долг США - любимая тема российских пропагандистов» Экс-министр экономики РФ на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с бывшим главой Министерства экономики России, доктором экономических наук Андреем Нечаевым.
- Евросоюз принял очередной, уже 7-й по счету пакет антироссийских санкций. Главными ограничительными мерами стали заморозка активов «Сбербанка», одного из ведущих в РФ, а также запрет на импорт российского золота, включая ювелирные изделия, в том числе из третьих стран. Кроме того, под индивидуальные санкции попали 48 человек. Из известных персон это первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов, мэр Москвы Сергей Собянин, актеры Владимир Машков и Сергей Безруков, член Совбеза и бывший генпрокурор Юрий Чайка, совладелец Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Андрей Козицын. К тому же усилен контроль экспорта в Россию продукции двойного назначения. И это на фоне многочисленных утверждений, что европейцы выдохлись и принимают решения относительно атироссийских санкции уже более осмотрительно. Так ли это на самом деле?
- Определенная доля правды в этом есть. Ведь если говорить о 7-м пакете санкций, то многие ограничения там совсем смешные или даже отыгрывают назад. К примеру, запрет российским кораблям на заход в порты распространен теперь и на шлюзы. Или то, что разрешено оказание России технической помощи по авиационным товарам и технологиям в той мере, в которой это необходимо для сохранения технических и промышленных стандартов ИКАО. По сведениям «Wall Street Journal», из опасений ущерба для европейского авиапрома из санкционного перечня в последний момент был исключен российский производитель титана ВСМПО «Ависма».
Причем в документе отдельно подчеркивается, что санкции «никоим образом не касаются» торговли России сельскохозяйственной продукцией с третьими странами, и обслуживать экспорт сельхозпродукции и удобрений смогут даже российские банки под санкциями.
Грозящая экономике Европы рецессия в сочетании с высокой инфляцией и энергетическим кризисом явно заставляет европейских политиков быть все более осмотрительными и осторожными в отношении санкций против России. Наращивать давление без ущерба собственной экономике все труднее. Настроение избирателей, с которыми европейские политики в отличие от российских вынуждены считаться, явно портится. Неожиданный для российских властей единый европейский фронт в отношении технологических, финансовых, регулятивных и индивидуальных санкций в первые недели войны сменился разногласиями по энергетическим санкциям и дискуссиями по поводу того, не вредят ли новые ограничения Европе больше, чем России.
- Нередко от российских экспертов слышишь о дедолларизации, гигантском внешнем долге США, потере долларом своего доминирующего положение в мире. Можно ли верить подобным выводам?
- Что касается гигантского внешнего долга США, то это любимая тема российских пропагандистов. На самом деле у США нет различий между внешним и внутренним долгами, потому что за все они расплачиваются в долларах, которые сами и печатают. Поэтому, если совсем упрощённо, то американцы могут просто еще немного напечатать долларов, чтобы легко рассчитаться с долгом.
- Но тогда возникает другой вопрос - будут ли эти доллары принимать?
- Здесь нам нужно откатиться на 70 лет назад, к знаменитым Бреттон-Вудским соглашениям, когда все ведущие страны мира подписали денежный договор о том, что доллар будет резервной валютой и он будет привязан к золоту. После Второй Мировой войны экономика Европы была разорена, и, соответственно, ни о какой устойчивой валюте с привязкой к золоту речи идти не могло. Тогда было принято соглашение, и доллар стал мировой валютой, так как США в экономике играли абсолютно доминирующую роль. Большую, чем сейчас. Потом, в 1970-е годы, от золотого стандарта отказались, тем не менее и исторически, и традиционно, и главное, потому что США — это крупнейшая экономика мира, а значит это крупнейший продавец и покупатель, главенство осталось за долларом. Дело в том, что в США традиционно сальдо торгового баланса отрицательное. Они импортируют больше, чем экспортируют. Поэтому естественно, что ключевая экономика мира играет доминирующую роль на мировых финансовых рынках. Любой человек знает, что на доллары он может купить то, что ему нужно, почти во всем мире.
Есть еще второй момент, более тонкий. В Америке наиболее развитый финансовый рынок, поэтому огромное количество компаний размещает свои ценные бумаги, акции или облигации на американском фондовом рынке. Несмотря на все рассказы про гигантский внешний долг, американские ценные бумаги остаются одними из самых надежных финансовых инструментов. Не было еще ни одного прецедента, чтобы американский минфин не рассчитался по своим обязательствам. Соответственно, свободные капиталы всего мира очень любят стекаться в США. Российский Центральный банк и Фонд национального благосостояния свои золотовалютные резервы в значительной степени тоже держали в американских ценных бумагах до недавнего времени. Это делалось в силу их высокой надежности. И кстати, уже сейчас мы наблюдаем, что в рамках борьбы с инфляцией ФРС повышает свои ставки. И после этого начинают расти цены по корпоративным и государственным бумагам, а значит, весь мировой капитал продолжит стекаться в США.
- А что можно сказать про Китай? Это особенно интересно в контексте российско-китайских отношений.
- Нужно признать, что китайцы тоже парни не простые. Вот уже много лет с разной степенью интенсивности между США и Китаем идут дискуссии. Американцы регулярно требуют от Пекина, чтобы он повысил курс своего юаня, а китайцы держат его по отношению к доллару искусственно заниженным. Между тем Китай деньги, полученные от экспорта, вот уже многие годы частично вкладывает в американские ценные бумаги. Таким образом у них устанавливается баланс. Американский рынок для Китая имеет исключительно важную роль, ключевую, и является абсолютно приоритетным направлением.