Заморозка, прослушка и задержания «Неудобная правда» Самита Алиева
Глава движения «Тавуш во имя Родины», предстоятель Тавушской епархии ААЦ, архиепископ Баграт Галстанян согласился стать кандидатом на пост премьер-министра Армении. Об этом он сам и сообщил в ходе митинга 26 мая на площади Республики. Он также заявил, что временно приостанавливает свою духовную деятельность, и обратился к католикосу всех армян Гарегину II заморозить его 30-летнее духовное служение. А за день до этого, 25 мая, в беседе с журналистами архиепископ сказал, что в его гостиничном номере пытались установить подслушивающее устройство, ну, для записи его разговоров.
Бог знает, как и что там было на самом деле, но поверьте, что при нынешнем развитии специальной техники всё можно делать без установки прослушивающих устройств непосредственно возле объекта наблюдения. И слышать, и видеть, и подглядывать, и даже создавать вокруг объекта обстоятельства, которые вынудят его вне зависимости от того, хочет он этого или нет, делать то, что от него требуется... Из двух субъектов, А и Б, первый не может поработить второго посредством насилия, а может сделать это, поставив Б в такое положение, в котором Б не сможет обойтись без А... Фридрих Энгельс, и это не его переписка с Каутским, нет, это замечательная работа «Анти-Дюринг», советую ознакомиться. Так что технологиям использования объекта, что называется, «вслепую», не одна сотня лет...
Впрочем, тут, конечно, возможны варианты. Архиепископ в рамках создания вокруг себя ореола «гонимого властями за правду» может намеренно говорить неправду, чтобы подогреть интерес сторонников и пошатнуть доверие к правящей в Армении власти. Хотя возможна и обыкновенная фобия, ну, шпиономания. А она, ну, шпиономания, иногда приводит к курьезам. Например, в 70-е годы канадские хоккеисты приехали в Москву на матч со сборной СССР. Их поселили в гостинице «Интурист». Звезда НХЛ Фрэнк Маховлич почему-то решил, что КГБ больше нечем заняться и его номер обязательно прослушивается. Фрэнк провел тщательный осмотр всего номера и наконец на полу под ковром нашел какой-то подозрительный металлический предмет. Решив разоблачить коварных советских контрразведчиков, начал откручивать подозрительное устройство. Здоровущий был мужик, хоккеист всё-таки. Так вот, он добился в деле откручивания впечатляющего успеха. Выдрал железку с корнем и вдруг услышал оглушительный грохот. Оказалось, что он разобрал крепление люстры, которая разбилась вдребезги в номере, который находился этажом ниже. Слава Аллаху, что никто не пострадал. Ну, архиепископ, конечно, не звезда НХЛ. Физподготовка не та. Может, железяку-то с корнем вырвать и не сможет, но при плохом освещении и находясь в состоянии усталости вполне может принять радиолу или кондиционер за прослушивающее устройство.
Помните «Трудно быть богом» Стругацких, эпизод, когда главный герой приходит в портовый кабачок, чтобы встретиться с ночным королем Арканара Вагой Колесом? Я, с вашего позволения, процитирую: «Румата, придерживая мечи, тоже нашарил табурет у стены и сел. Здесь были свои законы и свой этикет. Внимания на вошедшего никто не обратил: раз пришел человек, значит, так надо, а если не надо, то мигнут — и не станет человека. Ищи его хоть по всему свету». Это, собственно говоря, к чему. Просто так, из воздуха никто и ни при каких обстоятельствах не появляется. Этот архиепископ нужен, и именно поэтому он и появился на политической сцене Армении, и что-то мне подсказывает, что, если бы Баграт Галстанян на самом деле представлял опасность для армянских властей, они нашли бы способ нейтрализовать его в самом начале, и вот давайте не будем говорить о демократии и верховенстве закона, парламенты расстреливают далеко не везде, это даже по меркам африканских стран перебор, а что случилось в парламенте Армении 27 октября 1999 года, все мы прекрасно помним. Если мне не изменяет память, там было убито около десятка человек, а теперь почувствуйте разницу — на самом ли деле архиепископ представляет угрозу или просто служит клапаном для того, чтобы стравить недовольство населения? Тем более что и компромата на парона Баграта хватает, один только скандал с растратой средств церкви Святого Креста в Лавале чего стоит. Так что — еще раз, всё по Стругацким: «А если не надо, то мигнут — и не станет человека. Ищи его хоть по всему свету».
Самое ближайшее время обещает быть очень интересным, но, по-моему, протестная волна идет на спад, и эти заявления архиепископа о временной приостановке духовной деятельности и прослушке гостиничного номера преследуют только одну цель: этого спада не допустить. Так что, думаю, мы увидим еще не одну истерику на площади, но это всё не очень существенные детали, так, клоунада, интересное, но малоинформативное представление. А что на самом деле интересно, так это информация о задержании по делу о хищении имущества в особо крупных размерах, мошенничества и фальсификации документов так называемого «мэра» Ханкенди в период армянской оккупации Давида Саргсяна, «начальника отдела доходов городской инспекции муниципалитета» Ханкенди Сусанны Бегларян и директора ЗАО «Джрмух-куюхи» Гагика Погосяна. Вот чего не отнять, того не отнять, Пашинян «умеет политграмоте» и грамотно зачищает поле от политических противников и тех, кто в состоянии их финансировать. Потому что в девяти случаях из десяти правильный ответ на любой вопрос — это деньги.