«Золотая лихорадка»: риски и возможности Расклад Хазара Ахундова
На днях в ходе торгов в подразделении Нью-Йоркской товарной биржи Comex цены на золото в очередной раз обновили исторический максимум, превысив $2750 за тройскую унцию. Эксперты связывают причины стремительного подорожания золота с растущим спросом на надежные активы из-за роста геополитической напряженности в мире и неопределенностью исхода выборов президента в Америке. Весомым фактором, влияющим на рост цен, также является новый цикл смягчения денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы (ФРС) США и ведущих Центробанков мира. В целом, инвесторы все чаще используют драгметаллы для хеджирования рисков, и с начала 2024 года золото подорожало более чем на треть. Ожидается, что рост цен продолжится в будущем году и вскоре перевалит знаковую отметку в $3000 за унцию.
Исторически так сложилось, что масштабные социально-экономические потрясения или военные конфликты глобального уровня заставляют значительную часть инвесторов хеджировать риски, переводя часть средств в защитные активы, главным из которых является золото. Однако, несмотря на подъем цен на золото весной 2022 года в начале российско-украинской войны, а также очередной виток в октябре прошлого года из-за обострения арабо-израильского конфликта в секторе Газа и противостояния коллективного Запада с хуситами в Красном море, динамика роста была сравнительно небольшая – порядка 8%, и средневзвешенные котировки по итогам 2023 года держались на уровне $1940 за унцию.
Биржевая динамика стала кардинально меняться весной текущего года: за пять месяцев цены на золото выросли без малого на 20% и к концу мая обновили исторический рекорд на уровне $2454 за тройскую унцию. После небольшой паузы, раскрутившийся с августа по октябрь маховик спроса на драгметаллы стремительно вытягивал цены на новые исторические максимумы. В итоге 23 октября спотовые цены на бирже Comex впервые в истории перевалили за $2753 за тройскую унцию золота, а декабрьские фьючерсы и вовсе поднялись до рекордной отметки в $2767,3. Приведенные цифры уникальны в историческом плане – золото впервые перевалило максимумы текущего и прошлого столетия, весьма высокой оказалась и годовая динамика: с начала 2024 года спотовая цена выросла на 33,5%, стоимость фьючерсов – на 28%.
Сегодня главным экономическим фактором, влияющим на рынок драгметаллов, признано начало цикла смягчения денежно-кредитной политики ФРС США: в этом плане в последние месяцы рынок реагировал даже не на конкретные решения, а только на заявления ФРС и других мировых финансовых регуляторов приступить к циклу снижения учетной ставки в конце 2024 года. Как правило, цена на золото обратно пропорциональна курсу доллара США, соответственно, при смягчении денежно-кредитных условий и росте предложения американской валюты и снижении курса казначейских облигаций наблюдается повышение спроса на «желтый» металл. В качестве примера можно привести события начала 2000-х годов, когда после краха «пузыря доткомов» (обрушения курсов акций глобальных IT-компаний) золото подорожало с $270 примерно до $420, увеличившись на 60%. В свою очередь, глобальный финансовый кризис 2008 года, приведший к обвалу ипотечных ценных бумаг, обернулся 2,4-кратным ростом цен на золото — с 660 до порядка 1,6 тысяч долларов. А в период снижения процентных ставок в 2019–2020 годах золото подорожало еще примерно на треть — с 1,4 до 1,9 тысяч долларов за унцию.
Среди ключевых факторов, влияющих на рост цен, эксперты называют обострение геополитического противостояния в мире, а также политическую неопределенность в США, где в преддверии президентских выборов разрыв между кандидатами невелик. Кроме того, программы обоих кандидатов схожи по вопросу наращивания госдолга и бюджетного дефицита США. «Оба кандидата в президенты предлагают инфляционную политику, которая окажет золоту существенную поддержку. Это уже отчасти заложено в текущие цены и обеспечит их дальнейший рост в будущем», — приводит агентство Reuters слова главного инвестиционного директора Scorpion Minerals Майкла Лэнгфорда. Тем самым, доминирование «бычьих» трендов на рынке драгметаллов обусловлено риском возникновения неустойчивости государственного долга США: так, если в 1999 году он составлял $5,6 трлн, или порядка 58,9% от ВВП, то в настоящее время американский госдолг превысил $35 трлн, а его отношение к валовому внутреннему продукту приблизилось к 120%. Кроме того, растут долговые обязательства в других странах мира: по прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), к 2030 году они достигнут 7–8% от мирового ВВП.
Всё перечисленное повышает спрос на золото как на актив-убежище, причем некоторые аналитики полагают, что ценовое ралли «вечного металла» несет угрозу мировой финансовой системе, уже около восьмидесяти лет опирающейся на американский доллар. В частности, приведенные выше факторы подталкивают Центробанки ряда стран мира увеличивать долю золота в своих валютных резервах. По оценке экспертов Bank of America, в настоящее время золото составляет 10% от общего объема банковских резервов, в то время как десять лет назад этот показатель составлял лишь 3%, более того, вскоре доля драгметалла в резервах мировых Центробанков превысит долю евро и выйдет на второе место после доллара. В число самых активных покупателей драгоценного металла в текущем году выступают Китай, Индия и Турция, а также Польша, Узбекистан и Чехия. В частности, в Польше решили довести долю золота в резервах до 20%, и у Центробанка этой страны насчитывается уже 420 тонн золота, что больше, чем у Великобритании.
Примечательно, что перечисленные тренды сопровождаются массовой репатриацией золотых резервов, вызванной опасениями по поводу возможных санкций и экономической нестабильности, что оказывает дополнительное давление на рыночный спрос, особенно на фоне снижения предложения физического золота из-за продолжающегося многие годы сокращения его добычи во всем мире. В этой связи аналитики Bank of America считают, что к концу 2025 года цена золота достигнет $3 тысяч за тройскую унцию, а по прогнозам Всемирного совета по золоту (WGC) рост цен на «желтый» металл в среднем составит 5,2% в год в течение следующих 15 лет.
С учетом высоких рисков для инвестиционного портфеля из-за негативных процессов на мировых финансовых рынках Азербайджан также вынужден диверсифицировать свои золотовалютные резервы: так, уже в 2022 году Госнефтефонд (SOFAZ) увеличил долю золота с 13,1% до 13,9% от совокупных активов, в итоге к началу 2023 года в SOFAZ было зарезервировано около 101,8 тонн золота. Тенденция на увеличение доли золота в активах SOFAZ продолжилась и в 2024 году: так, в январе-июне его запасы возросли до 114,9 тонн.
С другой стороны, нынешние мировые тренды стимулируют отечественных производителей наращивать добычу и экспорт драгметаллов. Согласно данным Госкомстата, в январе-июле 2024 года в Азербайджане произведено свыше 1,248 тонн золота с ростом на 5,6% и без малого 1,907 тонн серебра. «Желтый» металл традиционно занимает одну из первых строчек ненефтяных поставок на внешние рынки, в частности, в январе-июле золото заняло третье место по объему экспорта после томатов и хлопка-сырца. В частности, ведущая государственная структура в области разработки золоторудных месторождений нашей страны — ЗАО AzerGold в январе-сентябре 2024 года добыла 48,7 тысяч унций золота, обеспечив 27% рост относительно трех кварталов прошлого года. Также за отчетный период AzerGold реализовало на местном и международном рынках 40,2 тысяч унций золота: в итоге по состоянию на 1 октября 2024 года общий доход ЗАО превысил 1,355 млрд манатов.