Порожденные победой Азербайджана страхи Ирана Когда сосед оказался не друг, не враг, а просто так...
Победа азербайджанской армии в 44-дневной войне, изменение конфигурации и в целом послевоенные процессы в регионе Южного Кавказа заставили, мягко говоря, серьезно напрячься официальный Тегеран. На словах поддерживавший территориальную целостность Азербайджана, а по факту спасший государство-агрессор – Армению – от последствий энергетического, топливного, продовольственного коллапса и транспортной блокады Иран осознал, что проводимая им многолетняя двуличная политика по Карабахскому конфликту в итоге оставила его за бортом происходящих в регионе событий. В силу этого, пока только на экспертном уровне, в Иране высказывается мысль об изменении стратегии в отношении Азербайджана.
Этот вопрос, в частности, обсуждали иранские эксперты - геополитический исследователь Хоссейн Сейф ад-Дини и генеральный директор Фонда изучения Кавказа Джафар Хаше в ходе недавнего вебинара «Конкуренция Азербайджана и Армении и роль Ирана», который освещался (обратите внимание!) государственным информационным агентством IRNA. Не будем утомлять читателей пересказом измышлений участников вебинара, которые, по сути, озвучивали страхи клерикального режима, остановимся лишь на некоторых моментах. Так, иранские эксперты полагают, что «из-за амбиций Турции, Азербайджана и Израиля в Кавказском регионе, а также отсутствия адекватного противостояния данным амбициям со стороны региональных игроков напряженность, вероятно, будет сохраняться».
Конечно, без Израиля у иранских «говорящих голов» вряд ли может обойтись хоть какая-то значимая конференция по региональной тематике. Но все же, если говорить об амбициях, то они как раз наблюдаются у иранской стороны, которая по-прежнему мнит себя империей и с которой все соседние страны просто обязаны считаться. Хотя, по факту, именно деструктивная политика Тегерана в отношении Карабахского конфликта все эти годы создавала напряжение в азербайджано-иранских отношениях. И да, с мнением участников вебинара о том, что «напряженность в Кавказском регионе будет сохраняться», можно согласиться, но с одной единственной оговоркой – если некоторые региональные игроки будут и дальше подогревать у Армении реваншистские настроения.
Идем далее. Иранских экспертов озаботил вынужденный шаг азербайджанской стороны, ограничившей в минувшем месяце движение на трассе Горус-Гафан.
«Транзитный маршрут товаров между Ираном и Арменией был полностью заблокирован на один день. В случае повторения подобных инцидентов для части торговых операций Ирана будут созданы проблемы», - отметили они.
Но и тут как раз все понятно – ограничение движения было связано с действиями по наведению порядка и прочесыванием местности после нападения на азербайджанского пограничника. Или в Иране полагают, что Азербайджан ради иранских фур был обязан проглотить наглую провокацию армянской военщины? В таком случае, они ошибались. И если Армения плохо усвоила преподанный ей урок, то Азербайджан может его повторить, невзирая ни на кого.
Чем дольше продолжался вебинар, тем в более непроходимые дебри забредали его участники. Так, по мнению генерального директора Фонда изучения Кавказа Джафара Хаше, «армяно-азербайджанский конфликт может закончиться, когда будет восстановлен баланс сил. Этот баланс будет восстановлен, когда Армения укрепит свою военную силу и военную технику, и когда Россия и другие участники достигнут своих целей в этом конфликте».
В своих рассуждениях они договорились до того, что «Иран как региональная держава должен поддерживать баланс сил». То есть, открытым текстом заявляют, что готовы поддержать Армению в противовес Азербайджану. А как же поздравление Ибрахима Раиси в связи с освобождением оккупированных земель? Ну, это официально, а неофициально иранцы подумывают над тем, как помочь Армении. Впрочем, о каком восстановлении баланса сил тут может идти речь? Иран на протяжении десятилетий холил и лелеял Армению, а Россия долго вооружала армянскую армию. Но разве это изменило баланс сил в регионе? Ни до войны, ни во время нее, ни после, ни в ближайшие 5-10 лет Армении не удалось и не удастся сместить баланс сил в свою пользу. Даже с помощью России и Ирана.
«Главная цель этой войны, и даже помимо контроля Нагорного Карабаха, - это контроль и наземный доступ к Нахчывану. Прямой доступ в Нахчыван имеет большое значение как для Турции, так и для Азербайджанской Республики. Следует отметить, что Турция и Азербайджанская Республика склонны ставить этот вопрос в противовес Лачинскому коридору. Но в соглашении ничего об этом не говорится. Таким образом, можно сказать, что соглашение не является надежным источником ни для одной из сторон. Но если мы хотим соблюсти интересы Ирана, то должны использовать более подходящие термины», - говорили участники вебинара.
Странная логика, не находите? Если Баку разрешает Армении осуществлять связь с Карабахом, причем, по азербайджанской же территории, то почему же мы должны быть лишены подобной возможности в случае с Нахчываном? И, к сведению иранских экспертов, пункт 9 трехстороннего заявления гласит о том, что Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Там же указано, что по согласованию сторон будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахчыванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана.
Очевидно, что в Тегеране, обеспокоенном победой и усилением Азербайджана, отказываются понимать, что Зангезурский коридор станет новой возможностью и Ирана в том числе. Благодаря железной дороге через Зангезур может быть налажено сообщение Армении с Россией и Ираном.
«Нынешнему правительству Армении не хватает воли на противостояние с Азербайджаном и Турцией. Хотя Армения не может противостоять этим двум странам одна, но она могла бы в некоторой степени это сделать, создавая союзы и сотрудничая на региональном и международном уровнях, но она этого не сделала», - далее говорят иранские эксперты.
Видимо, привыкшим к жизни в стране, превратившейся в некое подобие осажденной крепости, иранцам хочется подобного и для Армении. И, естественно, им хотелось бы, чтобы в противовес Азербайджану и Турции Армения заключила союз с Ираном. При этом им и в голову не приходит, что выбор Еревана может пасть и на США с Францией. Станет ли иранцам от этого лучше? Вопрос, как говорится, риторический.
Далее иранских экспертов чрезвычайно взволновал тот факт, что Азербайджан проводит независимую и прагматичную политику в отношении Ирана. Но разве это плохо для самого Тегерана? Или им было бы лучше, чтобы в отношении ИРИ Баку проводил устраивающую США политику? Вы уж как-нибудь определитесь там, что вам лучше, а что хуже.
Ну и какие же рассуждения иранских клерикалов по Азербайджану без еще одного их страха - населения и территорий Южного Азербайджана? По мнению участников вебинара, «Азербайджанская Республика принимает меры, с помощью которых пытается использовать южных азербайджанцев в качестве рычага воздействия». Налицо сознательная подмена понятий и действующих лиц. Официальный Баку, в отличие от Тегерана, никогда не позволял себе вмешиваться во внутренние дела других государств, в том числе Ирана, где проживает свыше 30 млн азербайджанцев. Да, даже в XXI веке азербайджанский народ продолжает оставаться разделенным, но Азербайджанская Республика никогда не давала повод Ирану заподозрить нас в провоцировании межэтнических или сепаратистских настроений среди южных азербайджанцев.
«Иран должен определить и объявить область, в которой он готов действовать в качестве посредника в этом регионе. В настоящее время очень актуален вопрос военнопленных. Начнем с того, что Иран может быть страной, которая восстановит этот утраченный баланс. Это может помочь в возвращении Ирана в регион», - размечтались под конец эксперты. Да вот незадача – у Азербайджана уже есть печальный опыт привлечения Ирана в качестве посредника, после чего мы в мае 1992 года потеряли Шушу. Да и в целом, что мешало Ирану шевелиться раньше, еще до 44-дневной войны, когда армянские варвары уничтожали в Карабахе мусульманские святыни, не возвращали (и до сих пор не возвращают) пленников, захваченных еще в годы Первой Карабахской войны? Да и доверия у азербайджанского общества к возможным посредническим услугам Ирана нет, учитывая его трепетное отношение к Армении.
Ну и под занавес Хоссейн Сейф ад-Дини и Джафар Хаше пришли к выводу, что «Иран должен быстро разработать для себя новую стратегию».
«Прошлая стратегия Ирана не была эффективной. В противном случае израильский флаг не был бы поднят в этом регионе», - сказали они.
Если эксперты полагают, что ИРИ в прошлом проводила миролюбивую стратегию в отношении Азербайджана и потому в результате осталась не у дел в регионе, то они сильно ошибаются. Или лукавят. Именно в результате двуличной, а порой и откровенно агрессивной позиции Тегерана отношения между нашими странами регулярно переживают охлаждение. Мы же прекрасно помним грубое нарушение иранскими ВВС и ВМС воздушных и водных границ Азербайджана, попытки иранских спецслужб вмешиваться во внутренние дела нашей страны, а также симпатии Тегерана к оккупационной политике Армении. Но и иранцам не стоит забывать, что любые попытки провокаций против Азербайджана будут незамедлительно пресекаться. Да, независимая внешняя политика Баку сильно раздражает некоторых муллократов. Представители иранской экспертной школы, как уже отмечалось выше, никак не могут уяснить для себя, что Азербайджанская Республика – это не провинция ИРИ, а независимое от мулл государство. Мы сами решаем, флаг какой страны может развеваться в Баку.
Но в целом, тон и содержание вебинара открыто демонстрируют настроения в иранской экспертной среде, и, соответственно, в политических кругах Тегерана (мы не настолько доверчивы, чтобы поверить в проведение подобного вебинара, да еще освещавшегося государственным СМИ, без одобрения властей). Смена риторики в Иране не оставляет никаких сомнений в том, что ИРИ, руководствуясь своими внутренними страхами и неуемными амбициями, бросает определенный вызов нашей стране. Вместо укрепления добрососедских отношений, вместо того чтобы воспользоваться отрывающимися после 44-дневной войны возможностями для региональной стабильности и развития, кое-кто в Иране выбирает конфронтацию. Что ж, жаль, но это осознанный выбор определенных сил в соседнем государстве. Выбор, который не несет для них ничего хорошего.