«Давление на Пашиняна будет оказываться до тех пор, пока он не выполнит все свои обязательства» Дмитрий Солонников на связи с Caliber.Az
На актуальные вопросы Caliber.Az отвечает директор российского Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.
- Как вы расценивается итоги недавней сочинской встречи лидеров России, Азербайджана и Армении?
- На мой взгляд, экспертные ожидания от этой встречи были несколько завышены, учитывая, что ряд комментаторов утверждал, что чуть ли не прямо на встрече будет подписан мирный договор между Арменией и Азербайджаном. Но этого не произошло. Если же рассуждать более объективно, то встреча прошла в достаточной степени позитивно. Во-первых, подписано совместное заявление, что уже очень важный показатель, так как это очередной совместный документ, который демонстрирует позиции сторон. Во-вторых, в нем отображено в очередной раз, что Армения признает необходимость подписания документа о мире с Азербайджаном на основании полного признания суверенитета Азербайджана над Карабахом. И это важно.
Наряду с этим важно и то, что в рамках переговорного процесса Пашинян говорил о необходимости открытия коридоров, связывающих различные территории, то есть он не отказывался от идеи открытия Зангезурского коридора. Полагаю, это тоже серьезный момент и большая подвижка на переговорах. Поэтому в целом переговоры прошли позитивно, а также подтвердили актуальность формата Россия – Азербайджан - Армения.
- Как вы думаете, подпишут ли Баку и Ереван могут договор о мире до конца этого года?
- Теоретически подписание мирного договора до конца года возможно, но в реальности вряд ли. Сначала сторонам нужно будет подписать договор о границе, а потом уже о мире. По крайней мере подвижки в этом направлении есть - Армения все больше и больше склоняется к тому, что оба эти договора о границе и мире должны быть подписаны. Так что будем надеяться, что в ближайшие несколько месяцев все же состоится подписание этих документов.
- По вопросу урегулирования армяно-турецких отношений вы так же оптимистично настроены?
- Дело в том, что нормализация отношений больше нужна Армении, чем Турции - именно Еревану нужно выходить из изоляции и ему же нужны открытие границ и возможности свободной торговли. Соответственно, именно армянская сторона должна проявить наибольшую активность для нормализации отношений с Турцией. Анкара же связывает нормализацию отношений с Арменией с урегулированием отношений Еревана с Баку. И это логично. Поэтому о полной нормализации армяно-турецких отношений можно говорить именно в такой последовательности. То есть сначала будет подписан мирный между Баку и Ереваном, а затем уже начнется процесс нормализации отношений между Ереваном и Анкарой. Такой подход Турции в этом вопросе - один из рычагов давления на Ереван, чтобы постепенно он двигался к подписанию мира с Азербайджаном.
- Как вы считаете, удастся ли удержаться Пашиняну у власти, учитывая оппозиционно-реваншистские настроения и настойчивые призывы к новой войне лидеров карабахского клана?
- Вне сомнения, в ближайшее время Пашинян останется у власти. Ведь именно он должен подписать все соглашения - и о границе, и мирный договор с Азербайджаном, и о старте строительства Зангезурского коридора. До тех пор, пока он не решит эти вопросы, никто его смещать не будет. К тому же он и сам понимает, что его удерживают у власти именно для урегилирования всех этих вопросов, поэтому и затягивает с принятием окончательных решений и подписанием документов. Так что давление на Пашиняна будет продолжаться до тех пор, пока он не выполнит все данные им обязательства.
- Допускаете ли выход Армении из ОДКБ?
- Выход Армении из ОДКБ в настоящий момент крайне маловероятен. В Ереване понимают, что это означает разрыв отношений с Россией, в том числе и по линии ЕАЭС. А в настоящий момент Армения весьма зависима и от Москвы, и от других партнеров этой организации. Разрыв отношений с Беларусью очень быстро может привести к гуманитарной катастрофе Армении, поэтому никакой Запад, США и Франция не решат экономические проблемы Еревана. Скорее всего будут шантаж и заявления, а реального выхода Армении из ОДКБ не произойдет.
- Имеются ли реальные предпосылки для вывода российской военной базы из Гюмри?
- Не думаю, что сейчас Пашинян решится на такие резкие шаги и телодвижения. Это слишком рискованно для экономического положения Армении. Наиболее вероятно, что российская военная база в Гюмри останется.
- Как бы вы объяснили нынешнюю агрессивную политику Ирана в отношении Азербайджана и его демонстративные усилия по сближению с Арменией?
- Иран в данной ситуации ориентируется исключительно на свои экономические интересы, поскольку на данном этапе актуализировались сразу два варианта реализации крупных интермодальных коридоров. Один из них предполагает открытие Зангезурского коридора через Нахчыван в Турцию и дальше к Средиземному морю. Это большой проект, в реализации которого заинтересовано много стран, и он сейчас активно лоббируется. Второй проект - это Север-Юг, который берет начало от балтийских портов России (из Петербурга до Каспия) и обеспечит выход к Персидскому заливу через Азербайджан и Иран.
Иран как раз заинтересован во втором проекте, ему важно, чтобы это направление было максимально востребованным. Поэтому ему выгодно тормозить открытие Зангезурского коридора, отчего он и нагнетает напряженность в отношениях с Азербайджаном, особенно в районе предполагаемой зангезурской дороги, действуя в угоду своим геополитическим интересам.
Вместе с тем я бы не сказал, что Иран принципиальный противник Азербайджана. Ни в коем случае. Скорее всего тут чистый бизнес и ничего личного.