Поколение зумеров меняет баланс сил Обзор Шерешевского
Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что считает решение парламента об отзыве законопроекта об иностранных агентах разумным и правильным решением: «Мы увидели силу государства, нашу твердость и в то же время - разумность руководства. Решение, которое мы приняли в связи с отзывом этого закона, в этой ситуации было самым государственно верным и разумным».
Закон отменили под давлением - в центре Тбилиси собирались несколько дней подряд 40-50 тыс. протестующих - огромная цифра для маленькой Грузии. Особую роль в этих выступлениях сыграла грузинская молодежь.
Тбилисский журналист Ия Баратели описывает поколение «зумеров», тех, кому сейчас 16 - 26 лет и то, какую роль они сыграли в акциях протеста: «Джен-зи — мальчики и девочки, становились прямо перед спецназом и протягивали им букетики с цикламенами. И главное, они просто не уходили с улиц. Когда протестующих в очередной раз вытесняли с проспекта, из ниоткуда возникали новые группы парней и девушек - на самокатах, пешком, бегом... Поэтому каждую ночь протесты приходилось разгонять до 7 утра. Видимо, власти поняли, что джен-зи бегают быстрее полицейских. Им оставалось только одно — стрелять по молодежи. Полиция вряд ли решилась бы на такое».
Такая картина стала уже типичной для некоторых стран. Так же, как в Грузии, протесты в Иране связаны именно с зумерами. И это позволяет сделать определенные выводы.
Во-первых, да, и в Иране основой современных протестов точно так же стало поколение зумеров, первое глобализированное поколение, сформировавшееся в интернете, а не в телевизоре, поколение, которое общается в социальных сетях, смотрит сериал «Одни из нас» и ему совершенно безразличны Сталин и аятолла Хаменеи. Возможно, это становится общим местом. У охранителей этих стран появилась проблема: у них остается не очень много времени. Их надежды обращены на тетушку из провинции в возрасте 50-70 лет; она живет в телевизоре и ждет появления «сильной руки», которая «наведет порядок». Однако, в силу естественной смены поколений, положение меняется.
Во-вторых, о том, что будет с теми, кто дарит цветы силовикам, можно судить снова по Ирану - там во время протестов были убиты около 500 человек. В Грузии так не случилось - вероятно только потому, что Запад располагает механизмами, позволяющими ему влиять на положение дел в этой стране. Но вот иранские олигархи хранят валюту в ОАЭ и Катаре, так что там все сложнее.
В-третьих, у поколения зумеров есть проблемы. Возможно, главная из них - неразделенная любовь. Суть вопроса заключается в том, что может быть им и нужны Евросоюз и НАТО, а вот они Евросоюзу и НАТО не нужны. Иначе Грузию давно бы туда приняли, как приняли в НАТО (в 2020-м году) такую «могучую» в военном отношении страну, как Северная Македония. Никто не станет воевать из-за них с Россией. Как заметил Джон Болтон, бывший советник по нацбезопасности президента США Дональда Трампа, никто не примет в НАТО страну, часть которой занята войсками России. Никто не хочет прямого столкновения с ядерной державой.
Это - комплексная проблема, но в ней кроме политической составляющей есть и психологическая. Нельзя вечно сидеть у порога возлюбленной и просить о свидании, а в ответ слышать годами, что она обдумывает это или что она глубоко озабочена. Френд-зона невыносима. Психика не сможет до бесконечности выдерживать это напряжение, и в конце концов унижение и боль вызовут разочарование многих.